Прикоснуться к наследию веков может каждый

Путешествие в Мир на машине времени

КТО не видел Мирского замка — не видел Беларуси. А кто не видел Мирского замка, наполненного шумом, сопутствующим любому турниру, — лязгом оружия, конским топотом, восторженными выкриками зрителей, тягучими звуками волынки и гулкими ударами барабана — не видел вообще ничего. Считаете, преувеличиваю? Ну если только совсем чуть–чуть...


II Международный фестиваль исторической реконструкции средневековья «Наследие веков» собрал около тысячи участников и множество зрителей. У подножия стен Мирского замка выросли трибуны, на берегу озера раскинулся палаточный, вернее, «шатровый» лагерь, под сенью деревьев удобно разместились загоны для лошадей, закурились дымками походные кухни и замок ожил. Стал не застывшим в пространстве и времени музеем, архитектурной диковиной, а живым домом, вспомнившем вдруг свою собственную давнюю историю.


Реконструкция средневековой, как, впрочем, истории любого периода — работа кропотливая, серьезная. Увлечение, которое язык не поворачивается назвать легковесным словечком «хобби». Для людей, отдающих порой все свои накопления за возможность побывать на таком фестивале, — это настоящая жизнь и абсолютная реальность!


Бугурты, инсценировка средневекового сражения, в которой принимают участие рыцари со своими «дворами». А чего стоят так называемые «сшибки» — столкновения рыцарей на конном турнире! Шиты в щепки, копья — пополам, а бойцы, разогнавшие коней, на полном скаку летят на посыпанную опилками землю. Часто результат такой «сшибки» — совсем не шуточные ушибы и раны. Какие уж там игра и хобби?! Эмоции, боевая злость и стремление к победе ради прекрасной дамы сердца самые, что ни на есть, настоящие. И проходят по средневековым правилам проведения турниров, написанным чуть не тысячелетие назад.


Вооружение участников фестиваля, кстати, это точные копии оружия конца XIV — начала XV веков. Костюмы выполнены вручную и в них отсутствуют любые синтетические материалы. К костюмам полагаются всякие там пояски, кошельки, сумки, чепцы, платки, шапки, заколки, навески, опять–таки вручную сшитая из кожи обувь. За соответствием фасона одежды и обуви, украшений и головных уборов, оружия и доспехов заявленному периоду времени пристально следят судьи фестиваля. Малейшее несоответствие — и участник может быть дисквалифицирован. Чаще, правда, нарушителя просят просто исправить несуразность облика...


— Вот эти шляпы сделаны по технологии XV века, сваляны из шерсти, — уверяют меня торговцы, прибывшие в Мир из Воронежа. А за достоверность каждой детали мечей и сабель дает голову на отсечение оружейник. Именно здесь можно услышать удивительные, мне, во всяком случае, незнакомые слова — фальшион, баделер, кракемарт... И пока я пытаюсь понять, чем этот самый албанский баделер отличается от персидского шамшера, рядом со мной потенциальный покупатель всего этого великолепия деловито перебирает рукояти сабель, интересуясь, пойдет ли «вот это для пятнашки»? Для непосвященных, «пятнашка» на особом языке «реконструкторов» — XV век.


На пестрой и шумной ярмарке у подножия замковых стен можно было понаблюдать за работой кожевенника, кузнеца, гончара. И не только понаблюдать — купить новенькое изделие, выведать хитрые профессиональные секреты, и даже попробовать сочинить что–нибудь этакое на гончарном круге или на маленькой наковальне.


Рядом с ярмаркой змейкой вьется очередь из тех, кто решил проверить свою меткость в стрельбе из лука. Кружится хоровод девушек, одетых как в средневековые платья, так и в современные шорты и топы — проходит мастер–класс по историческим танцам. А вечером рыцарей и дам, а также гостей пригласили на фаейр–шоу и концерты известных фолк–групп.


— Знаете, мы просто в восторге, — не скрывает эмоций «зажиточная горожанка» из Воронежа Анастасия Жуковская. — Обычно такие фестивали «заточены» исключительно под зрителя. А здесь организаторы очень много внимания уделили и участникам. Нам даже душевые поставили! Для такой жары — удивительно приятная «мелочь»...


Воронежцы из клубов «Нюрберг» и «Барабант» приехали на фестиваль в Мир уже второй раз, а для многих это был дебют. Но наверняка они приедут сюда еще и еще.


Председатель организационного комитета фестиваля и руководитель молодежного общественного объединения «Живая история» Иван Кравцевич уже приглашает всех на очередной фестиваль:


— Мы рады встречать гостей. И у нас серьезные амбиции: выйти на республиканскую «высоту», поднять фестиваль до уровня реконструкции Грюнвальдской битвы в Польше, ставшей национальным праздником. Такие фестивали — это не только яркие события для ценителей старины, но и мощная площадка патриотического воспитания молодежи. Так что нам бы хотелось иметь много друзей.


cultura@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter