54 повода посетить выставку «Авангард. ХХ век»

Прикоснуться к авангарду

Есть минимум 54 повода, чтобы пойти на выставку «Авангард. ХХ век». Каждая работа, выставленная в новой минской галерее Libra, — отдельная глава в истории новаторского искусства прошлого столетия. И их здесь более полусотни — от всем известного «человека в котелке» Рене Магритта (с оригинальным названием «Декалькомания») до прихотливых сюжетов художников–авангардистов Израиля, Японии, Вьетнама и множества других стран. Выставка для жаждущих сенсаций блогеров и истинных гурманов искусства. При этом с очень доступными по цене билетами.

«Человек в котелке» — пожалуй, самый известный персонаж Рене Магритта.

Никакого подвоха — сплошь оригинальные цветные авторские литографии с автографами Марка Шагала, Василия Кандинского, Сальвадора Дали, Рене Магритта, Виктора Вазарели, Жоржа Брака, Пола Вундерлиха... Каждый четверг в 19.00 искусствовед Елена Толстик приглашает публику на свои лекции, обещая долгое интеллектуальное путешествие в семи частях — выставка продлится до 5 декабря. Организаторы надеются на массовый интерес. Хотя и обошлись без традиционного вернисажа, который, казалось бы, в таком нерядовом случае должен был пройти с большой помпой. Но нет — галерея Libra всего лишь сменила баннеры в своих окнах, объявив без лишней суеты, что выставка открыта.

— На наш взгляд, такое событие не нуждается в дополнительных стимулах для зрителей, — убежден один из кураторов проекта «Авангард. ХХ век» Денис Барсуков. — Как правило, на вернисажах, где собирается своя тусовка, много музыки и угощений, на картины никто и не смотрит.

Совладельцы галереи Libra бизнесмены братья Гальперины целиком доверились профессионалам, людям в мире искусства весьма известным. Куратором нового выставочного пространства стал Олег Рыжков, в прошлом — директор Национального исторического музея. «Бэкграунд» Дениса Барсукова — галерея «Университет культуры» и НЦСИ, для популярности которых он сделал немало. Деловые, творческие и дружеские связи обоих поспособствовали тому, что выставка из частных питерских коллекций «Авангард. ХХ век» прибыла в Минск. Намерения о дальнейшем сотрудничестве с «Либрой» в Питере подтверждают. Хотя следующая выставка приедет из Москвы. Что минской публике предложат вслед за «Авангард. ХХ век», можно лишь гадать. Необходимые документы еще в процессе подписания, «не сглазить бы» — сплевывают через плечо кураторы, отнюдь не суеверно намекая, что следующий проект «Либры» будет еще грандиознее.

Но дольше всего зрители задерживаются у другой работы Магритта — «Карт-бланш».

«Дом с частью лозунга «Подвиг народа», «здание на площади Победы, где раньше был магазин» — так уточняют местоположение новой галереи минчане. Ее название пока далеко не у всех на слуху. На карте города Libra появилась недавно, всего лишь в июле, и на ее первую выставку «Повседневная жизнь Западной Беларуси», устроенную совместно с музеем–заповедником «Несвиж», публика отреагировала ровно. С одной стороны — лето, сезон не самый благоприятный для привлечения зрительского интереса. С другой — тематика выставки, сенсаций не обещавшая. Но оставаться одной из многих галерей Libra не намерена. Хотя и впредь предполагает сохранять демократичные цены на вход. Ведь «Либра» — не бизнес–проект.

— Если с новой выставкой мы выйдем в ноль, я буду счастлив, — Леонид Гальперин говорит, что будет доволен даже небольшим минусом. — Ну а если с большим минусом — сделаем выводы и будем думать дальше, что предложить зрителям.

Главная цель, которой братья Гальперины рассчитывают добиться со своей галереей, — подогреть аппетит белорусской публики к искусству, которое не должно казаться недосягаемым. Ведь продолжением «Либры» станет создание аукционного дома — в данный момент в Беларуси эта ниша вакантна. Первый аукцион должен пройти в начале будущего года, уточняет Леонид Гальперин:

— Мы видим людей, которые заработали много денег и поворачиваются в сторону искусства. Видим и тех, у кого денег не так много, но им хотелось бы оставить детям в наследство что–то неординарное. При этом в стране нет открытой площадки, где можно приобрести достойное произведение, имеющее авторитетное экспертное заключение. Специалисты из Несвижа, с которыми мы работали, сетовали, что и музеям не хватает такой площадки.

Словом, к осуществлению своего плана бизнесмены подошли с холодными головой и сердцем. Изучив исследования бизнес–аналитиков, утверждающих, что самая надежная недвижимость — места на лондонских кладбищах и автостоянки там же, а покупательная способность золота за две тысячи лет практически не изменилась. Лишь искусство с годами неуклонно растет в цене. Но здесь, как говорится, есть нюанс. Не бывает коллекционеров с холодным сердцем. Для этого и появилась «Либра». Не для продажи искусства (аукцион — проект совершенно отдельный, параллельный галерее). А чтобы разжигать, вдохновлять, провоцировать.

Теперь Леонид Гальперин мечтает о собственной художественной коллекции, хотя первоначально ничего подобного в его жизненные планы не входило. До сегодняшней выставки, точнее, до встречи с работой Магритта «Карт–бланш» у себя в галерее. У его брата начало коллекции уже положено. Картиной Александра Наймана, работы которого недавно выставляли в минской галерее «Артель», а сейчас в «Либре», планирующей пропагандировать и сегодняшних белорусских художников.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter