Прикосновение неба...

В судьбе Бориса ГАНАГО — одного из самых востребованных детских христианских писателей – оно случилось уже в пенсионном возрасте. И лишь после обретения веры, признается он, началась его настоящая жизньДедушка и дядя Бориса Ганаго были священниками, супруга тоже из рода священнослужителей. Борис Александрович родился в Омске, Любовь Ивановна, его жена, в сибирском селе Боголюбово. Сегодня у этой дружной пары, вместе прожившей более пятидесяти лет (свыше сорока из которых прошли в Минске), двое детей, трое внуков и ни одной ссоры за прошедшие полвека.

Как же оказался в Минске этот сибиряк, недавно отметивший свое 80-летие? После окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (актерский и режиссерский факультеты) он приехал в белорусский театр имени Янки Купалы ставить свой дипломный спектакль. Но на литературном небосклоне его звезда взошла только в середине девяностых, когда возник огромный неудовлетворенный спрос на духовную литературу, а сам он только-только пришел к Богу и горел желанием передать другим радость своего открытия.
В итоге у Бориса Ганаго 11 книг для детей и юношества и 7 составленных им сборников рассказов авторов литературного объединения “Духовное слово”, которым он же и руководит. Общий их тираж – более одного миллиона (!) экземпляров. К этой цифре можно прибавить еще и пиратские издания, особенно в Украине, а также популярные аудиокассеты и CD-диски в авторском исполнении. Но выходят его книги преимущественно в издательстве Белорусского экзархата и реализуются, как правило, не в книжных магазинах, а через приходы Белорусской православной церкви.
Названия их говорят сами за себя: “Детям о вере”, “Детям о душе”, “Детям о молитве”, “Детям о слове”, “Вера и жизнь”, “Помыслы сердца”, “Об образе Божьем”, “О промысле Божием”, “Будем как дети”, “Готово ли сердце”... Простота изложения, доброта содержания, драматургически  выстроенный сюжет и важнейшие нравственные уроки, на которые у пап и мам зачастую не хватает времени...
Мы разговариваем с писателем за чашкой чая. Беседовать с ним – одно удовольствие. Он умеет слушать собеседника, умело вовлекая его в диалог.
– Борис Александрович, в одном из интервью вы рассказали, что свою жизнь делите на два периода и лучшим считаете время после выхода на пенсию, когда вы не только стали верующим человеком, но и востребованным христианским писателем...
– Позвольте вас поправить: я считаю себя не писателем, а лишь популяризатором христианства, который использует для этого возможности литературы. Первое благословение митрополита Филарета я ведь получил не на книгу, а на преподавание Закона Божиего в воскресной школе при Минском кафедральном соборе. И премию “За духовное возрождение” Президент Беларуси вручал мне не как писателю, а именно как преподавателю катехизиса. Так что в моем лице в Беларуси создан важнейший прецедент – государственная награда была присуждена за несение слова Божиего, за что раньше у нас чаще карали.
Митрополит Ленинградский и Смоленский Кирилл говорил, что если бы в царской России правильно преподавали Закон Божий, то революция 1917 года не случилась бы. В “Очерках бурсы” Помяловского содержится признание, что за годы учебы в духовном училище автора высекли 450 раз! Учеников принуждали зубрить материал, дескать, потом поймете. А когда они не понимали, преподаватели использовали розги... В итоге получили семинарские бунты. Вдумайтесь: в духовных-то училищах, где говорится о смирении и о Христе, педагоги спасались бегством от учеников! Так создавалась страна атеистов.
Поэтому после благословения митрополита Филарета вопрос о методике преподавания в воскресной школе стал для меня принципиальным. Ты говоришь детям о серьезнейших вещах, а они играют в фантики. И лишь когда я начинал рассказывать интересные истории, вставляя между ними то, что нужно по программе, фантики забывались, глазки загорались и дети начинали меня слышать. Не так ли обращался к людям сам Христос? Ведь Он разговаривал с ними притчами, и Христос для меня – лучший педагог.
– К тому же он сказал: “В начале было Слово...” И еще предупредил,  что от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься...
– Познавать мир Христос учил через притчи, но, что важно, разъяснял суть притчи он только апостолам, не говорил об этом простым людям... Ведь если вывод из услышанного человек сделает сам, то это станет его личной позицией, и не будет нужды его переубеждать. А у нас как преподают? Запишите, деточки, тему, подтему, идею... То есть не учат детей думать. Я же хотел заставить своих учеников анализировать и думать. Поэтому, когда известные библейские истории закончились, мне пришлось самому их сочинять. Так я и стал писателем.
– Ваши рассказы часто построены на личном опыте?
– Редко. Самый автобиографичный из них – “Что сбудется в жизни со мною” из книги “О промысле Божием”. Его герой подал милостыню старику, и нищий предсказал, что он будет говорить людям слово, от которого будет легче жить. Этот эпизод – из моего собственного детства в Омске, и мог ли я тогда подумать, что через полвека сказанное сбудется в далекой Беларуси? Мог ли я вообще представить, когда крестил тайно сына на дому или когда мы с женой тайно венчались в храме города Логойска, что я стану глубоко верующим человеком, а храм превратится для меня в родной дом? И что главным делом своей жизни я буду считать написание пособия по преподаванию основ православной веры?
– Что вы считаете самым важным в программе сотрудничества между белорусским государством и православной церковью на 2007–2010 годы?
– Больше всего мне нравится тот пункт, что государство планирует укомплектовать школьные библиотеки литературой, необходимой для духовно-нравственного воспитания учащихся, то есть, как я понимаю, христианской. Душе необходима пища точно так же, как и телу. У одного старца спросили, почему он снова читает Библию, ведь он ее уже читал. Он ответил: “А почему вы снова сегодня намереваетесь обедать, ведь вы же вчера обедали?”
В то же время, к большому сожалению, я не нашел в этой программе ряда пунктов, которые найти надеялся. Например, о запрете в школах конкурсов красоты. Они разрушают у ребенка чувство стыдливости. Как ему после этого вырасти целомудренным?
Пора уходить и от некоторых программных установок, которые даются детям в школах. Например, в вопросе насчет первичности материи и духа вряд ли сегодня правильно быть категоричным. Ребенку с детских лет внушают: бери от жизни все, создавай материальный базис. Но почему же тогда в некоторых странах, где достигнуто такое материальное благополучие, что выше трудно и представить, больше всего суицида и разврата?
Противостоять таким вещам можно только пробуждением в обществе духовности. Хорошо бы детям в школах изучать произведения хотя бы одного-двух представителей христианской литературы.
– Не посещала ли вас такая мысль, что мир в состоянии спасти только покаяние, а литература, как и красота, отнюдь не всесильны?
– Согласен, для спасения нужна религиозность в ее лучших проявлениях. Возлюби ближнего, как самого себя... Что может быть выше этого призыва? И что может быть важнее для спасения цивилизации? Когда возлюбишь ближнего, то никогда не причинишь ему вреда. А значит, прекратятся войны, исчезнет насилие, из семьи уйдет предательство супругов, люди перестанут изводить друг друга на работе, не будет больше поджигателей лесов, чтобы получить площадку для строительства, не будут сбрасывать отходы в реки...
Но религиозность следует воспитывать. В том числе и через книгу. Если, начиная с колыбельных сказок, наполнять ребенка добрыми образами, то сформируется чистая душа, только и способная возлюбить ближнего, как самого себя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter