«Крепкий орешек» и другие зимние истории

Приключения на праздник

Ожидание Рождества и Нового года давно перестало быть романтической сказкой. В наше стремительное время оно превратилось в хлопотную вереницу забот. Заваленные делами, мы едва успеваем в последний момент разлить шампанское, чтобы, задумавшись на минутку, не забыть загадать желание под бой часов. Отсюда и фильмы, которые все чаще рассказывают о встрече праздников, превращающихся в бодрые приключения. Только успевай следить, в какой водоворот событий окунутся герои и как из него вынырнут. Началось подобное не сегодня, а как минимум три десятка лет назад, когда Рождество по‑боевому представили чередой фильмов вроде «Смертельного оружия» или «Крепкого орешка». И ведь не скажешь, что зрителю не понравилось…
Крепкое имя

Сложно отыскать другой фильм, получивший больше имен, чем «Крепкий орешек». Виной всему оригинальное название Die hard. Словари его многозначительно трактуют: «жизнестойкий, живучий человек; упорный, несгибаемый; сопротивляющийся до последнего; не желающий изменить своей идее, даже если этого требуют веские причины». Такой спектр понятий стимулировал фантазию переводчиков. Например, в Финляндии боевик вышел под названием «Через мой труп», в Венгрии — «Отдай свою жизнь подороже», в Германии — «Умри медленно», а в Польше и Испании вовсе не утруждали себя прямыми смысловыми параллелями «Стеклянная западня» и «Хрустальные джунгли» соответственно.

На русском языке фильм изначально появился в видеосалонах у нелегалов под названием «Умри тяжело, но достойно», затем в известном переводе А. Гаврилова главный титр зазвучал «Неистребимый». Было еще разговорное «Упертый». И только когда в 1991 году боевик вышел в официальном прокате по кинотеатрам, получил знакомое нам всем имя «Крепкий орешек».

Когда зима приходит летом

«Крепкий орешек» вообще стал эталоном жанра. Вся привычная предновогодняя суета на экране. Вокруг зазывающие постеры Снегурочек, рождественский рэп из лимузина, пьяные мужики, лезущие обниматься, и вдруг… террористы захватывают заложников на корпоративе. В результате взрывы и грохот автоматных очередей вместо фейерверков и тостов. Такая вот теперь традиционная рождественская сказка, наряду с «Один дома», «Плохой Санта» или «Гринч — похититель Рождества».


На самом деле «Крепкий орешек» задумывался и выпускался на экраны совсем не как зимне‑праздничное кино. Достаточно отметить: премьера состоялась в жаркие июльские дни с прицелом на кассовые сборы, а не рождественские сентименты. При этом летом 1988 года у фильма были серьезные конкуренты. Маркетологи большие надежды возлагали на комедии «Поездка в Америку», «Кто подставил кролика Роджера», боевик «Красная жара», а также сиквелы успешных лент «Крокодил Данди II» и «Рэмбо III». «Орешек» катился ни шатко ни валко, при этом репутацию фильму изначально конкретно подмачивал малоизвестный в те времена Брюс Уиллис, а в целом неизвестный широкому зрителю актерский состав также не добавлял вистов. По мере продвижения рекламной кампании Уиллис заработал репутацию «высокомерного» актера, озабоченного собственной славой. Дошло до того, что его изображение не было включено в первую полностраничную газетную рекламу фильма, фамилия на афише написана мелким шрифтом, а акцент в итоге сделан на небоскреб, в котором разворачиваются события. Тем не менее фильм уверенно выдержал испытания временем, оказался куда более живучим и успешным, чем соперники. Прямо как главный герой картины — Джон Макклейн. Очевидно, неспроста.

Поколение восьмидесятых выросло на боевиках. Супергероях — героях одиночках, однако более близких к реальности, чем нынешние порождения вселенной Marvel. Подростки заядло спорили, кто круче: Арнольд Шварценеггер или Сильвестр Сталлоне, Джеки Чан или Жан‑Клод Ван Дам, пытаясь порой подражать их персонажам. Появление на экранах «Крепкого орешка» примирило многих. Не только остудило споры парней, но и влюбило в боевики — мужское кино — девушек.
Брюс Уиллис не выглядел всесокрушающей машиной бицепсов с квадратной челюстью и не пугал невиданной растяжкой. Скорее, напоминал дворового парня, которого можно встретить по соседству, случайно попавшего в горячую переделку.
Тем интереснее было смотреть, как простой полицейский преодолевает все свалившиеся напасти. Бегает босиком по битому стеклу и упрямо карабкается по вентиляционным шахтам. При этом не теряет ни расположения духа, ни чувства юмора. Все это для спасения жены, демонстрируя крепость семейных уз. Рождество все‑таки!

Простые истины

На самом деле многим сегодня стоит поучиться простым истинам Джона Макклейна. Наши стародавние семейные традиции встречи Рождества во многом остались в прошлом. Череда праздников лишь повод отвлечься от работы. Дома нас не ждет привычная в некоторых странах индейка, кролик или запеченный карп. Мы редко собираемся на сочельник, чтобы дождаться первой звезды и, взявшись за руки, сказать близким важные слова. Значительно больше посвящаем свободное время самим себе, ищем удовольствия, развлечения, легки на подъем и готовы сломя голову окунуться в приключения. Завидуя героям любимых фильмов, слепо стремимся сделать жизнь более насыщенной и яркой. Было бы что друзьям рассказать!

«Рождество — это не дата, это мировоззрение», — говаривал персонаж классического рождественского голливудского фильма «Чудо на 34‑й улице». Романтическими историями и комедиями уже в восьмидесятые сложно было удивить. А желание было. Било через край. Кинопроизводители учли запросы. На экранах в рождественской упаковке появились дерзкие экшен, драйв и трэш. Накаркали? На все ближайшие годы? Может, выходит, не случайно теперь мы живем во все более беспокойном мире. Как встречаем год, так его и проводим.
Новостные сводки порой не уступают сюжетам боевиков. А коль так, то остается поучиться у Джона Макклейна стойкости, терпению, чувству юмора, умению оставаться собой и быть сильным вопреки обстоятельствам. Ведь надежду на лучшее, веру в исполнение самых сокровенных желаний под Рождество и Новый год у нас никто не отнимет!
Рождество по‑семейному

Бонни Беделиа на роль своей жены в «Крепком орешке» Брюс Уиллис предложил лично. Девушка ярко сыграла в малоизвестном у нас фильме про звезду драг‑рейсинга Ширли Малдауни «Сердце как колесо». Среди фактов биографии Беделиа есть весьма примечательная рождественская история. Бонни приходится родной тетей звезде знаменитого фильма «Один дома» Маколею Калкину! Факт неожиданный лишь для непосвященных. При рождении актриса носила фамилию отца — Калкин.

ТАНЦУЕМ ОТ ЧУЛКА

Фильмы про Рождество стары, как само кино! Еще не были забыты первые сеансы братьев Люмьер, а в США уже представили три короткометражки: «Ночь перед Рождеством», «Санта‑Клаус наполняет чулки» и «Рождественское утро». Истории, собранные в мини‑сериал, представляли типичные рождественские сюжеты для 1897 года. В первом — дети перед сном в ночных рубашонках вместе с мамой развешивали на камине свои чулочки. Во втором — спустившись через дымоход, Санта‑Клаус заполнял чулки подарками. И, наконец, в третьем — по утру детвора, обнаружив подарки, радостно танцевала. Приблизительно так развлекали зрителей на рубеже ХIХ и ХХ веков.




«Золотой век Голливуда» подарил целый ряд замечательных рождественских фильмов, ставших классикой жанра. К сожалению, многие совершенно неведомы нашему зрителю. И если вас утомили заезженная «Ирония судьбы» под заливную рыбу или нескончаемые «Елки» под оливье, измените себе. Покопавшись в интернете, вы можете без проблем отыскать «Эту замечательную жизнь», «Магазинчик за углом» или «Чудо на 34‑й улице». Общий тренд тех лент — душевные истории, дарящие людям светлые мечты и укрепляющие веру в собственные силы. Собственно, именно такие фильмы и ждем мы в предновогодние дни, желая расстаться со старыми проблемами и двинуться в новый год с надеждами на лучшее.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter