Что делать, если вас обокрали в поезде

Приключения черного чемоданчика

Стать жертвой преступников на вокзале или в поезде проще простого. Достаточно на мгновение потерять бдительность, оставить без присмотра вещи или задремать в неподходящий момент. Злоумышленники своего не упустят. В прошлом году Брестским отделом внутренних дел на транспорте было зафиксировано 62 преступления. Пусть это на 21% меньше, чем в 2015-м, но все равно немало. Как транспортная милиция обеспечивает безопасность пассажиров и находит преступников, выяснял корреспондент «Р».

Главный бич — кражи


Брестский вокзал часто называют главными воротами страны. Здесь ежедневно проходят десятки поездов, тысячи пассажиров. За порядком круглосуточно следят сотрудники милиции. Один из них — Руслан Борисюк.

Обеспечивать безопасность пассажиров — главная задача транспортной милиции.

Только что на Брест-Центральный прибыл дизель-поезд из Лунинца. Первым делом нужно выяснить, не произошло ли в пути каких-либо ЧП. Машинист краток: все спокойно. Переходим в первый вагон, осматриваем пассажирские места. Руслан Борисюк комментирует:

— Часто люди забывают свои вещи. Сумки, телефоны, фотоаппараты. Наша задача — внимательно все осмотреть. Если что-то находим, обязательно передаем в комнату забытых вещей. Некоторые вещи там хранятся годами, их владельцы так и не объявились.

Коллега Руслана Виталий Яскевич дополняет: часто пассажиры не просто забывают свои вещи, но даже выбрасывают. Был случай, студентка возвращалась домой после госэкзаменов. По дороге ела мандарины. Когда вышла из поезда, заметила, что пропал телефон. В вагоне его не нашли. Оказалось, студентка выбросила телефон вместе с очистками мандаринов. В целости и сохранности девайс вернули хозяйке.

Спасают видеокамеры


Руслан Борисюк работает в транспортной милиции почти 20 лет. За это время изменилось многое. Прежде всего стало гораздо спокойнее. Количество преступлений снижается каждый год. Тем не менее без ЧП не обходится.

Главный бич — кражи. Воруют все, что плохо лежит. Как правило, у неосмотрительных пассажиров. Человек оставил на столике телефон, а сам ушел в туалет. Или уснул. Риск лишиться имущества в этом случае очень высок.

— О пропаже нужно сразу говорить проводнику и сообщать в милицию. Мы выясняем все подробности, докладываем в дежурную часть. Дальше подключаются оперативная группа, следователь, эксперт. Пытаемся разыскать возможных свидетелей. Очень часто украденную вещь удается найти по горячим следам. В этом помогают камеры видеонаблюдения, — говорит Руслан.

Именно благодаря всевидящим камерам недавно удалось задержать вора, укравшего сумку. Злоумышленник воспользовался отлучкой хозяина багажа, взял сумку и вышел на ближайшей станции. Задержали его на следующий день.

Уже на перроне встречаем разъездного кассира-контролера. Милиционер интересуется, все ли в порядке. Поездка обошлась без эксцессов. По словам кассира, самые распространенные нарушители — зайцы:

— Не хочет человек платить, упрется — и делай, что хочешь. Приходится обращаться в милицию. Самые сложные в этом плане — утренние поезда. Людей всегда много, контингент разный. Но в целом работать стало проще. Драки, разбитые стекла, угрозы и оскорбления теперь редкость. А раньше всякое случалось…

Брестский вокзал — главные ворота страны.

Уменьшить число преступлений в поездах удалось во многом благодаря сопровождению сотрудников милиции. Теперь их присутствие в каждом поезде не обязательно. Милиционеры изучают статистику, смотрят, на каких маршрутах чаще совершаются преступления. Как правило, в числе «лидеров» — Минское и Лунинецкое направления.

В зале ожидания многолюдно. Почти все места заняты. Молодежь погружена в телефоны, кто-то читает газету. В дальнем углу спит пассажир. Возле него — небольшая сумка. Руслан Борисюк будит мужчину, спрашивает, не проспит ли он свой поезд. Пассажир оказался предусмотрительным — поставил будильник. Тем не менее оставлять сумку без присмотра не стоит.

— Вы спите, за вещами никто не смотрит. Украдут сумку, а мы будем вместе ее искать. Пожалуйста, будьте осмотрительнее, — призывает милиционер.

В последние годы в зале ожидания брестского вокзала спокойно. Без особых происшествий. Порядок может нарушить разве что сильно перебравший человек. Хотя случается всякое. Прошлой осенью мужчина ударил в лицо студента. Задержать хулигана по горячим следам не удалось. Фотографию подозреваемого с камеры видеонаблюдения выложили в интернет. Через несколько часов милиционерам сообщили все данные разыскиваемого.

Несмотря на относительное спокойствие, бдительность терять нельзя. Несколько лет назад сотрудник транспортной милиции боковым зрением заметил, что прямо под колеса прибывающему поезду «заносит» пьяного мужчину. Милиционер сориентировался моментально. Он подскочил к бедолаге и успел схватить его за куртку прямо у края платформы.

Тем временем по рации поступает сообщение: задержан россиянин, который несколько лет назад был депортирован из нашей страны. Въезд в Беларусь ему запрещен. Однако запрет он нарушил. Идем в «дежурку». На гостя уже оформляют документы. Через несколько минут приводят еще одного задержанного — молодого человека, который находится в розыске. За что и почему — предстоит выяснить. Быть может, злостный должник, а может, совершил какое-то преступление.

До отправления поезда на Москву остается минут 20. Пора идти. На платформе уже собираются люди. Начальник поезда Игорь Иванец готовится к поездке. Говорит, криминогенная ситуация на железной дороге спокойная:

— Последнее преступление в моем поезде было совершено года два назад. Мужчина пошел в туалет, а в это время из кармана его куртки вытянули две тысячи долларов. Главная проблема — человеческая забывчивость и неосмотрительность. Вот буквально на днях россиянка забыла в поезде 13 тысяч российских рублей и 200 долларов. Что удивительно, до сих пор не объявилась.

По словам Игоря, пассажиры, в отношении которых совершено преступление, зачастую сами заинтересованы в том, чтобы дело побыстрее закрыли. Простой пример: у жителя Бреста украли 200 долларов, когда поезд проезжал по территории Смоленской области. Дело заводится по месту совершения преступления. То есть человеку для дачи показаний и прочих разбирательств приходится ездить в Россию. Многие отказываются, и дело закрывают.

Трудная работа


Сотрудникам транспортной милиции приходится непросто. Двенадцать часов на ногах для неподготовленного человека — настоящая пытка. Особенно трудно работать зимой — в темное время суток нужно быть особенно внимательным. Впрочем, милиционеры привыкли. И свою работу стараются выполнять максимально качественно. Возможно, именно поэтому Брестский отдел внутренних дел на транспорте — лучший в области. По итогам работы за прошлый год его сотрудники отмечены почетным призом имени Валерия Асташенка. Заместитель начальника Брестского ОВДТ Вадим Куликов рассказал, что показатель раскрытия преступлений составляет 77%. Это выше среднеобластного на 12 пунктов:

— Наша главная задача — обеспечивать безопасность пассажиров и грузов. Для этого мы принимаем все возможные меры. Как результат этой работы — постоянное снижение количества преступлений и правонарушений. Эта динамика наблюдается уже на протяжении пяти лет. Надеюсь, так будет и впредь.

p.losich@gmail.com

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter