Трудно ли незрячему человеку перемещаться по Минску без сопровождения

Приключения белой трости

У инвалида по зрению есть два пути добраться из пункта А в пункт Б. Первый – заказать бесплатную услугу сопровождения в центре соцобслуживания. Второй – двигаться самостоятельно. Во втором случае тоже нужны два условия: активная позиция и психологическая готовность со стороны незрячего, а со стороны окружающей среды – определенные технические условия. Может ли сегодня человек с инвалидностью по зрению без посторонней помощи перемещаться по городским кварталам, журналисту «Рэспублікі» наглядно продемонстрировал 39-летний незрячий минчанин Александр Северин.

Трость — это и визитная карточка незрячего, и инструмент для ориентации, и буфер между слепым и окружающей средой.

Территория чувств


Александр приверженец того, чтобы инвалиды по зрению становились полноценными и независимыми членами общества. Сам он получил два высших образования – сельскохозяйственное и в сфере IT. Есть жена, тоже незрячая, и маленький ребенок. Зарабатывает на жизнь, будучи программистом в учреждении реабилитации Белорусского товарищества инвалидов по зрению. Появление малыша вынудило родителя перейти на дистанционный режим работы. Но привязка к дому — дело временное. В основном Александр активно пользуется общественным транспортом. Самый популярный его маршрут – улица Якубовского – улица Амураторская, из дома в офис.

Отправная точка нашего пути – микрорайон Запад-4, где живет Александр. Здесь прописано специализированное предприятие для людей с инвалидностью «Светоприбор». В советские времена вокруг него создали специальную зону для проживания незрячих, где жилые дома и социально значимые объекты – банк, магазин, физкультурно-оздоровительный центр – находятся в шаговой доступности. А все дорожки, ведущие к ним, с обеих сторон оборудованы направляющими поручнями. Этакая территория рекреации для людей, имеющих проблемы со зрением.

Идем по кварталу. Александр в точности описывает, что находится вокруг него:

— Примерно через десять шагов должен быть поворот, по правую сторону – отгороженный участок по ремонту трубопровода...

Вот что значит хорошо знакомое пространство, изученное собственными ногами! Единственная проблема ориентации возникает, когда я прошу Александра заглянуть в ближайший магазин. Он не сразу определил, где находится вход. Пришлось потоптаться у стены, тщательно простучать тростью ступени лестницы, прислушаться к окружающим звукам.

В объекты торговли он, признается, заходит редко, потому что там без сторонней помощи не обойдешься. На ощупь продукты выбрать невозможно, при этом всегда есть риск неудачным движением «уложить» на пол какой-нибудь стеллаж со стеклянной тарой. А у продавцов не всегда есть возможность, да и желание, уделить незрячему покупателю время. Поэтому Александр предпочитает заказывать продукты по интернету с доставкой. Словно в доказательство протягивает мне свой смартфон и легко касается пальцем дисплея. Тот начинает громко разговаривать — гаджет оборудован программой перевода текстовой и графической информации в звуковую. С помощью информтехнологий продвинутый незрячий оплачивает счета, определяет величину денежных купюр.

Номер, троллейбус, номер!


Еще одна проблема «опознания» возникла на остановке наземного транспорта. Как узнать, подошел 9-й троллейбус или 50-й автобус? Только спросив рядом стоящих, а это для незрячего порой серьезная трудность. Существует надежное альтернативное техническое решение – информаторы, которые устанавливаются на движимые и недвижимые объекты городской инфраструктуры. На запрос, поступающий из специального пульта, который носит с собой незрячий, или программы его мобильного телефона, информатор издает подтверждающий звук, который и служит маяком.

Были бы информаторы, незрячие легко определяли бы номер автобуса или троллейбуса.

— С предложением оснащения автобусов и троллейбусов такими устройствами мы неоднократно обращались к транспортникам, — рассказал позже зампредседателя БелТИЗ Михаил Антоненко. – Прибор — наша белорусская разработка, стоит около 280 рублей. Но поддержки, увы, не встретили. Даже от эксперимента на одном из маршрутов транспортники и то отказались.

Один из четырех


Еще один объект, куда предлагаю заглянуть по дороге, — поликлиника номер два, в которой обслуживается Александр. А чтобы туда попасть, нужно пересечь перекресток Якубовского— Одинцова. Три установленных там светофора оказались «молчаливыми», и только один оборудован звуковым устройством. Да и то, как оказалось, он не учитывает, что незрячему нужно в два раза больше времени на преодоление одного и того же расстояния. Едва дошли до середины проезжей части, как машины уже получили сигнал к движению. Хорошо, что ПДД всегда на стороне незрячих – им даже улицу разрешается переходить в любом месте, только надо дать предупреждающий сигнал тростью. Но стоит ли уповать на дружественность водителей?

Перейдя дорогу, несколько секунд Александр пытается сориентироваться, где местоположение поликлиники и вход в здание. Много раз бывая в этом месте, он мысленно представляет, где находятся дорожки, ведущие туда, поэтому уверенно движется вперед. Однако через пару шагов его трость неожиданно утопает в сугробе, затем упирается в припаркованный автомобиль. В чем дело? Оказывается, знакомые ландшафты замело снегом, а из трех известных ему дорожек расчистили только одну, причем сваленный снег загородил проход.  

Удобства под землей


Теперь ставим задачу протестировать метро. Подземкой Александр Северин пользуется редко, потому что нужный ему выход на станции «Молодежная» — место в плане самостоятельного передвижения очень опасное. На станцию «Кунцевщина» спускаемся ради эксперимента.

У входа сразу замечаю табличку: предлагают позвонить по указанному телефону, если требуется сопровождение для человека с инвалидностью. Правда, прочтение ее доступно только для зрячего, а хотелось бы рядом вариант шрифтом Брайля.

Едва зайдя за стеклянные двери, сразу ощущаем на себе внимательные взгляды. Милиционер и работница станции делают шаг навстречу. Участливо поинтересовались, есть ли у человека с инвалидностью сопровождение, уточнив, на какой станции я выхожу: хотели убедиться, что незрячий спутник не останется под землей один. И если бы мне, скажем, надо было выйти раньше, то на конечной станции ее работник встретил бы Александра у поезда и проводил бы его наверх.

Борозда направит,  кружочек предупредит


Парковка возле крупного торгового центра у выхода метро «Молодежная» не оставляет нам вариантов самостоятельности. Здесь легко угодить под автомобиль даже человеку со зрением единица. Миновав опасную зону и ступив на тротуар, ведущий к улице Тимирязева, Александр Северин начинает «предсказывать» дорогу до офиса.

— Скоро наземный переход, светофор там имеет хороший звуковой сигнал, — уверенно простукивает он путь тростью. — Перейдя дорогу, свернем налево, а потом направо…

На улице Амураторской Александр и вовсе как рыба в воде. Потому что пешеходная дорожка выложена тактильной плиткой. Нащупав тростью кружочки, нужно сбавить темп, объясняет мне он, это предупреждение о том, что впереди опасность — как правило, начало проезжей части. Как только трость попадает в длинную бороздку – двигаться нужно туда, куда она направляет.

В районе Немиги, кстати, тактильную плитку уложили неверно, она незрячему не только не поможет, а наоборот, дезориентирует его. Можно списать это на издержки внедрения новшества. Сейчас уже разработаны и действуют стандарты укладки такой плитки – при строительстве новых микрорайонов ее активно используют.

Итоги мини-путешествия подводим у здания офиса Белорусского товарищества инвалидов по зрению. На дорогу у нас ушло более 2 часов. Зрячий справился бы как минимум вдвое быстрее. Что касается оценки состояния безбарьерной среды, то до эталона, конечно, еще ох как далеко. Впрочем, сказать, что элементов безбарьерной среды для незрячих вовсе нет, было бы тоже несправедливо.

КОМПЕТЕНТНО

Диана ДЕМИДОВА, начальник управления соцподдержки населения комитета по труду, занятости и соцзащите Мин-горисполкома:


— В столице сегодня проживает более 4000 инвалидов по зрению. Не все они пользуются общественным транспортом. Но многие активные потребители услуги социального такси, которое доставит в любую точку города.

С каждым годом элементов безбарьерной среды, позволяющих незрячим быть мобильными, становится больше. Примеры обустройства дорожного покрытия для незрячих — улицы Амураторская и Маяковского, а также проспект Независимости. В городе 91 из 720 светофорных устройств оборудовано звуковым сигналом, а 27 — системами автоматической регулировки звукового сигнала.

В центрах соцобслуживания двух районов города ведется обучение незрячих информационным технологиям, которые позволяют пользоваться современными гаджетами.

kozlovskaja@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter