Приключение сосиски в городе Смоленск

В паутине интернета запуталась «горячая» новость. Временно исполняющий полномочия главы администрации Смоленска Николай Алашеев призвал местную полицию ликвидировать уличную торговлю белорусскими продуктами. «Белорусы стараются заработать. Но ущерб здоровью смолян от действий «челноков» может оказаться значительно серьезнее по сравнению с выгодой, которую наши соседи извлекают от перепродажи товаров», — прокомментировал свое решение градоначальник. Позиция понятна. Но полноты картины все же не хватает и вопросы остаются. Поэтому сажусь на ночной поезд до Смоленска. А утро вечера мудренее — поглядим, что там за базар такой...

В паутине интернета запуталась «горячая» новость. Временно исполняющий полномочия главы администрации Смоленска Николай Алашеев призвал местную полицию ликвидировать уличную торговлю белорусскими продуктами. «Белорусы стараются заработать. Но ущерб здоровью смолян от действий «челноков» может оказаться значительно серьезнее по сравнению с выгодой, которую наши соседи извлекают от перепродажи товаров», — прокомментировал свое решение градоначальник. Позиция понятна. Но полноты картины все же не хватает и вопросы остаются. Поэтому сажусь на ночной поезд до Смоленска. А утро вечера мудренее — поглядим, что там за базар такой...


...На смоленском железнодорожном вокзале — еще не рассвело — встречаю электричку, из которой бодро выгружаются «челноки» с баулами. Одни торопятся в город на свой торговый пятачок. Другие прямо на перроне отдают привезенные продукты местным перекупщикам. Понятно, выручка в этом случае меньше, чем при торговле в розницу. Но зато не надо тратить время. Да и нет риска, что попадешься на глаза полицейским.


Ежедневно в городе возникает несколько стихийных рынков, на которых можно купить наши молоко, сметану, колбасу, мясо и водку. Одно из излюбленных мест «челноков» — территория у Заднепровского рынка, рядом с Колхозной площадью. Торговцев–нелегалов здесь около сотни. У одних товар разложен на ящиках и перевернутых ведрах. Другие в «витрины» превратили багажники собственных авто. Рядом с творогом и молоком со сметаной лежат сырое мясо, колбасы... Торговля идет бойко: нет отбоя от покупателей. До того момента, пока поблизости не появляется полицейский.


Рассматриваю импровизированные полки и вдруг за спиной слышу команду: «Закрываем!» Один за другим захлопываются багажники «автолавок». Под этот аккомпанемент, не обращая внимания на окружающих, по своим делам спешит куда–то человек в полицейской форме. Уличные «бизнесмены» быстро прячут товар по пакетам и стоят с независимым видом в духе «мы просто погулять вышли». Интересна реакция покупателей — буквально разбегаются в разные стороны. Зачем? Начальник информационного отдела администрации Смоленска Галина Москалева говорит мне, что таким образом смоляне защищают продавцов–нелегалов: если рядом с ними нет покупателей, то и о торговле нельзя говорить. Позже мне рассказали, что иногда горожане в прямом смысле слова грудью становились на защиту «челноков»: во время рейдов силой пытались сдержать полицейских. Все ради того, чтобы сохранить для себя возможность покупать дешевые продукты...


— Купите у меня творог или сметану, пожалуйста, — упрашивает скромно одетая бабушка. Местная жительница, она через день мотается в Оршу. Там в магазинах покупает продукты для перепродажи. Откровенно говоря, сам готов был отдать 20 рублей за пачку творога, чтобы поддержать старушку. Но глянул на пакет, в котором товар хранится, и передумал: «тара» настолько грязная, что ее в руки брать не хочется — не то чтобы продукты туда складывать. Рядом, завлекая покупателей возможными скидками, предлагает шкловскую сметану быстроглазый человек. Вместо прилавка у него — застеленный газетой короб.


Увидев мой фотоаппарат, торговцы отворачиваются. Некоторые вообще предпочитают отойти в сторону. Разговаривать с журналистом никто не желает. Удалось, правда, пообщаться с приехавшим из Орши Андреем Васильевым. Не так давно он работал на одном из предприятий. Уволился и занялся «бизнесом».


— Понимаю, что работаю незаконно, — откровенничает он. — Но бросать не буду — вошел во вкус: заработки неплохие. Пока существует ощутимая разница в ценах, буду возить продукты из Беларуси в Россию.


Что ж, спасибо за откровенность...


«Челноки» берут не сервисом — дешевизной. Продукты у них стоят в полтора–два раза дешевле, чем в городских магазинах. Смоляне довольны, а местные предприниматели и продавцы в растерянности.


— Для нас это удар ниже пояса, — жалуется Ирина Ефимова, продавец колбасного павильона, расположенного на Заднепровском рынке. — Сильно упали объемы продаж. Если раньше в день у нас продавалось продукции минимум на 20 тысяч рублей, то сейчас рады выручке в 10 тысяч. От того, сколько продадим, зависит зарплата. У нас она состоит из небольшого оклада плюс 2 рубля за каждый реализованный килограмм. За прошлую неделю моя напарница заработала всего 600 рублей вместо обычных 2 — 3 тысяч.


Юрий Цуриков, стоящий за прилавком в павильоне с молочной продукцией, остался без напарника. Из–за конкурентов–нелегалов хозяину стало бессмысленно держать двух работников. Цуриков говорит, что более–менее прилично заработать можно лишь в дни, когда полиция гоняет «челноков».


Исполняющий обязанности директора Заднепровского рынка Игорь Голубев рассказывает, что каждые выходные предоставляет места для выездной торговли белорусским предприятиям. На импровизированные ярмарки съезжается от 5 до 15 машин с продуктами из Беларуси.


— За такую торговлю мы голосуем обеими руками. А вот несанкционированной не должно быть в принципе, — считает Игорь Павлович. — Кто даст гарантию, что продукты хранились с соблюдением всех требований? Нет у продавцов и санитарных книжек. Подобный товар запросто может стать причиной заболевания.


По словам начальника управления по потребительскому рынку и развитию предпринимательства администрации Смоленска Дмитрия Райкова, белорусу начать работу на рынке города довольно просто. Надо быть предпринимателем и заключить договор на аренду с собственником какого–либо торгового центра — свободных мест хватает. Никаких согласований или разрешений городских властей не требуется.


Почему же торговцы не идут легальным путем? Невыгодно: за аренду площадки в 10 «квадратов» надо отдать в месяц от 3 до 15 тысяч рублей. 100 — 500 долларов в эквиваленте. Да и ипэшниками «челноки» становиться не хотят, чтобы не платить налоги.


Но с нелегальной торговлей в Смоленске намерены бороться решительно. Рейды полиции станут более частыми. Административные протоколы на нарушителей будут направлять по месту жительства, чтобы «неудобные» вопросы задавали им белорусские налоговые службы и милиция.


Так что прежде чем стать на тропу бизнеса в Смоленске, я советую читателям трижды подумать...


Фото автора.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter