Прикладная физика

В Слуцкой гимназии № 1 не понаслышке знают, как действует не только закон сохранения энергии, но и ее сбережения

В Слуцкой гимназии № 1 не понаслышке знают, как действует не только закон сохранения энергии, но и ее сбережения

На VI Международной научно-практической конференции учащихся и студентов, собравшей в феврале нынешнего года в российском городе Протвино более тысячи участников из полусотни городов России и Беларуси, в числе пяти почетных гостей была названа преподаватель физики из гимназии № 1 г. Слуцка Татьяна Максименко. На этом представительном форуме она не новичок. В прошлом году ее ученики Александр Новиченко, Алексей Немкович и Анастасия Ксензова за оригинальную работу “Использование энергии ветра” получили диплом II степени.

Солнечный лимон

И на этот раз слуцкая делегация приехала не с пустыми руками. Всеобщий интерес вызвал бесхитростный, но довольно эффективный агрегат, названный его конструктором восьмиклассником Антоном Хлебко “Солнечный коллектор на даче”. Хотя сфера применения этой разработки может быть гораздо шире. С помощью коллектора на холодном балконе уже были получены плоды теплолюбивого лимона. Он вполне подойдет для подогрева воды для душа, к примеру, на ферме или в машинном парке.

— Обычные металлические трубки в виде змеевика закрепляются в коробке, — поясняет Антон. — С одной стороны через стекло на них падают солнечные лучи, с другой — фольга работает, как термошуба. В замкнутом пространстве вода быстро нагревается и поступает в емкость. Причем с помощью коллектора она нагревается на 18—20 процентов сильнее, чем без него. И эта дополнительная энергия абсолютно бесплатная.

Кстати, международное жюри отметило данную разработку дипломом I степени.

Альтернатива мазуту

Еще семь лет назад котельная лагеря БГУ “Бригантина”, где отдыхали юные слутчане, работала на мазуте. Теперь используются опилки. И в этом тоже есть заслуга гимназистов. Они рассчитали, что при отоплении мазутом одна гигакалория тепла обходится в 145 тысяч рублей, а при сжигании опилок — в 70 тысяч. Разложили оплату по месяцам, подсчитали выгоду, “просветили” специалистов...

Но оказалось, что опилки при хранении слеживаются. Ребята предложили смешивать опилки с сосновыми шишками, сами собирали их в лесу. А лучше всего — использовать опилки в виде пиллет, пришли к выводу юные экологи. И уже два года одна из слуцких фирм изготавливает из отходов древесины это высокоэнергетическое топливо.

Наглядный пример

Старшеклассники тщательно изучили возможные варианты экономии энергии в классах и стремились следовать им. Подсчитали, сколько денег сэкономлено за день, месяц, что можно купить на эти средства. Результаты поразили даже тех, кто раньше скептически относился к таким мероприятиям. А ученики младших классов “строили” домики для трех сказочных поросят — соломенный, деревянный и кирпичный. Потом анализировали, какой из них уютнее и дешевле, рассматривали комбинированные варианты.

— Жюри международного интернет-проекта “Удивительный мир физики” высоко оценило уровень этих исследований, наша гимназия вошла в число победителей, — отметила Татьяна Максименко. — Но не призовые места наша главная цель. Учебный план, который я разработала, направлен на то, чтобы на протяжении всего школьного курса физики ребята подробно изучали проблемы экологической и энергосберегающей направленности. Чтобы задумывались над тем, как сохранить природу, где можно сэкономить энергию. Многие мини-проекты зачастую вырастают в серьезные исследования.

Экономный чемоданчик

Чего только не увидишь в кабинете физики! Ветряной двигатель в миниатюре, модели энергосберегающих установок, приборы, производящие электричество и преобразующие один вид энергии в другой. В глаза бросается “Экономный чемоданчик”, отмеченный диплом I степени на районной научно-практической конференции и имевший успех на областной. Внутри чемоданчика — энергосберегающие лампочки, всевозможные выключатели (в том числе реагирующие на звук), материалы для утепления квартиры, фрагменты обоев... Оригинальное наглядное пособие, демонстрирующее с помощью чего можно экономить тепловую и электрическую энергию.

Все это помогает Татьяне Евгеньевне более эффективно проводить занятия. Кстати, фрагмент ее урока “Изменение климата” удостоился диплома II степени республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности. Урок-презентация “Мы все в ответе за нашу планету” стал призером на областном этапе конкурса “Энергия и среда обитания”, заслужил грамоту на республиканском уровне. А факультативное занятие о парниковом эффекте и путях экономии ресурсов отмечено грамотой Министерства образования Беларуси. Кроме того, в гимназии создан клуб юных физиков-экспериментаторов (КЮФ-Э), где не первый год ведется исследовательская работа, посвященная энергосбережению. Не случайно Татьяну Максименко признали лучшим педагогическим работником по воспитанию культуры энергосбережения у учащихся.

— В Год бережливости каждый житель страны должен выработать свою программу экономии, — считает Татьяна Евгеньевна. — Вместе с ребятами мы разрабатываем памятки и буклеты с рекомендациями, как можно сократить расходование энергии и воды. Да и наш кабинет физики превратился в своего рода информационно-методический центр по проблемам энергосбережения.

Только в прошлом году ученики Татьяны Максименко завоевали двенадцать дипломов и грамот на различных конкурсах и олимпиадах, в том числе международного уровня.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter