Прикинуться «своим»

Когда будет решен вопрос контрафакта в Таможенном союзе?

Когда будет решен вопрос контрафакта в Таможенном союзе?

Порой многие из нас замечали, что любимый кофе горчит, чай не такой крепкий, как прежде, конфеты несладкие, а рубашки и ботинки рвутся моментально. Хотя вроде бы на упаковке красуется лейбл известного производителя. Специалисты констатируют: потребителям сегодня сложнее распознать подделки, так как при их изготовлении применяются уже высокие технологии, хотя состав и форма могут быть иными, чем в «правильных» вещах. В результате порой даже сам производитель без дополнительной экспертизы не в состоянии отличить свое детище от контрафакта.

По разным оценкам, потери мировой экономики, связанные с оборотом нелегальной продукции, оцениваются в размере $ 450—800 млрд. Причем чаще всего подделывают продукты питания, парфюмерную и алкогольную продукцию, авто- и авиазапчасти, лекарства и стройматериалы. Нависла подобная угроза и над потребителями стран Таможенного союза.

Свободное перемещение товаров, с одной стороны, несет благо для производителей, а с другой — чревато конкуренцией, в том числе и с «невидимым врагом» из Китая, Кыргызстана и Таджикистана. Отсюда некачественная продукция проникает в Казахстан, из него доезжает и до Беларуси. Примечательно, что таможенные службы не вправе предпринимать какие-либо действия в отношении транзитных грузов, которые потом могут попросту не доехать до пункта назначения. К тому же товары, ввозимые на территорию стран ТС извне, подлежат таможенной очистке только единожды, после чего предприниматели получают право беспрепятственно перемещать сапоги, куртки и бытовую технику по территории всех трех стран. И это несмотря на то, что в отношении защиты товаров государств — членов Таможенного союза применяется около 80 различных ограничительных процедур, таких как антидемпинговые санкции и санкции экономического характера.

Наибольший интерес для них, конечно же, представляет российский рынок. Хотя по сравнению с 1998 годом, когда по отдельным группам товаров доля контрафакта достигала 70 %, это соотношение уменьшилось в 3,5—4 раза. Правда, в 2009-м «подпольщики» снова начали набирать обороты. Количество административных дел, заведенных по фактам ввоза контрафактной продукции, а также количество единиц задержанной пиратской продукции в России растет. Так, в 2010-м российскими таможенными службами было выявлено более 10 млн. единиц нелегальной продукции, что на 60 % больше уровня 2009-го. В 2011 году этот объем не уменьшился. В основном среди подделок значатся CD- и DVD-диски, одежда и обувь, алкогольная и табачная продукция, медикаменты и лекарственные средства, косметика. «По последним данным, Россия три года назад несла убытки от паразитирующих на честном имени брендов и торговых знаков в размере $ 30 млрд. И если крупные производители в состоянии сообщить о наличии проблемы через финансовые и имиджевые ресурсы, то для небольшого частника дело заканчивается фактически гибелью, — говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства «Содружество производителей фирменных торговых марок «РусБренд» Алексей Поповичев. — Причем следят «контрафактники» не только за модными трендами, но и за предпочтениями потребителей. Когда я знаю, что этот товар подделывается, то откажусь от него и начну покупать рубашки другой фирмы. И в течение трех недель в подпольных цехах на рубашки начнут вешать другие бирки. В результате покупатель все равно остается в дураках».

Привлечь производителя к ответственности, как правило, очень трудно. Поэтому при выявлении поддельного товара административное наказание грозит продавцу, у которого, к слову, рядом с некачественными вещами могут лежать и настоящие, фирменные. «Чтобы продавец понес уголовную ответственность, необходимо найти у него контрафакт на сумму RUR 1,5 млн. Для сравнения: раньше эта цифра была в 6 раз меньше», — рассказывает Алексей Поповичев.

Так что, согласно логике, защита потребителей — дело рук самих потребителей. Поэтому специалисты советуют осторожно относиться к покупкам на рынках, в небольших магазинах и больше доверять современному ритейлу, не стесняться спрашивать, откуда «приехали» джинсы или сапожки и есть ли на них гарантия.

Вместе с тем выбирать не приходится гражданам с невысокими доходами и во время экономических кризисов, когда каждая копейка на счету. Правда, здесь срабатывает принцип «Скупой платит дважды»: приобретенной обновки может не хватить даже на сезон, а претензии предъявить некому. Хотя вроде бы и упакована была вещь как надо, и промаркирована на трех языках. «Это делается исключительно для дистрибуции в Таможенном союзе, — предостерегает Алексей Поповичев. — Сейчас на территории Казахстана и Китая действует зона свободной торговли. Производственные мощности сосредоточены в Поднебесной, Казахстан же занимается «продвижением». И что бы ни говорили о благих намерениях, вложения Китая должны окупаться».

Дабы противодействовать проникновению контрафакта, страны ЕЭП планируют ввести новые меры защиты рынка Таможенного союза. Об этом заявил председатель ассоциации «БелБренд» Альберт Таипов на международной конференции «Защита брендов в Таможенном союзе: имидж компании — имидж страны». «В последнее время инструментом защиты прав интеллектуальной собственности все активнее становится Евразийская экономическая комиссия. В частности, уже вступило в силу решение коллегии ЕЭК о введении предварительной специальной защитной пошлины на зерноуборочные комбайны и модули комбайнов. А в течение ближайших двух лет запланировано принятие около 60 документов о расширении сотрудничества между странами — членами ТС в различных сферах, в том числе затрагивающих механизмы регулирования охраны интеллектуальной собственности. Мы рассчитываем, что с помощью ЕЭК нам удастся максимально быстро и эффективно расширить список мер защиты продукции нашего внутреннего рынка», — убежден Альберт Таипов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter