«Приходится разыгрывать перед студентами театр одного актера»

С этого года в БГУКИ начнется набор на режиссуру в эстраде

Ректор БГУКИ Борис Светлов о ремесленниках в творчестве, новой специальности и золотом правиле распределения

Студенческая пора — незабываемая, но если это время прошло в стенах Белорусского государственного университета культуры и искусств — оно незабываемо вдвойне. Так утверждают студенты ведущего белорусского вуза в сфере культуры и искусства, его выпускники. Специалистов с дипломами БГУКИ уже более 20 000, и с такой «армией» не поспоришь... В творческой университетской семье атмосферу тоже стараются поддерживать творческую. По этому поводу ее глава — ректор БГУКИ Борис Светлов — шутит: попробуй прочти в такой аудитории скучную лекцию... Приходится преподавателям нередко разыгрывать перед студентами театр одного актера. О том, есть ли место в творческом вузе нетворческим специальностям, его знаменитых выпускниках, секрете привлекательности белорусского образования в сфере традиционной и современной отечественной культуры для студентов из Китая мы разговариваем с ректором университета Борисом СВЕТЛОВЫМ (на снимке).

— Борис Владимирович, самый главный вопрос сейчас — и начать разговор хотелось бы именно с него — о новшествах предстоящей вступительной кампании. Ждут ли абитуриентов БГУКИ какие-либо изменения?

— С этого года впервые начинается прием на новое направление специальности «искусство эстрады» — режиссура. Она открывается на факультете музыкального искусства. Принять по этому направлению планируется 12 абитуриентов, по шесть человек на бюджетную и платную формы обучения. До сих пор вуз осуществлял подготовку режиссеров в области театрального искусства, народного творчества. Эстрада — своеобразное направление, здесь сегодня ощущается потребность в профессиональном актерском и режиссерском творчестве. Тем самым мы расширяем диапазон творческих специальностей. Хотя я большой противник разделения существующих специальностей (а всего их в вузе 16, направлений специальностей и специализаций — 41) на творческие и нетворческие. Согласитесь, можно причислять себя к творческой специальности или относиться к такому ведомству, но работать без искры. Поэтому здесь нужно говорить прежде всего о людях: есть творческие люди и есть ремесленники от творчества... Например, наш факультет музыкального искусства, где высочайших достижений можно добиться, только проявляя свой творческий потенциал. С другой стороны, у нас есть дисциплины, специальности строго академические. Тот же факультет информационно-документных коммуникаций или, в быту, библиотечный факультет. Но здесь тоже учатся люди, которые с фантазией подходят к своему делу.

— А что касается конкурсов при поступлении в БГУКИ: если я не ошибаюсь, несмотря на строгий отбор, университет практически не ощущает на себе последствия демографической ямы конца прошлого века.

— Средний конкурс действительно год от года у нас не снижается — 2,3 человека на место. Есть менее востребованные специальности, которые мы должны сохранять, чтобы выполнять госзаказ. Не сегодня-завтра спрос на них будет повышаться. Традиционно самые высокие конкурсы — по 12, 16 человек на место, на специальности и специализации, связанные с менеджментом социальной и культурной сферы, менеджментом международных культурных связей, информационными системами в культуре, хореографическим искусством и эстрадой.

Наше образование востребовано и за рубежом. Сейчас в БГУКИ обучаются 180 студентов из Китая. Они ценят то, что в нашей стране сохранилась советская музыкальная и хорео­графическая школа. Кроме того, для иностранцев привлекательно наше декоративно-прикладное искусство. Кстати, здесь у наших народов есть точки соприкосновения. Искусство вытинанки, известное белорусам, близко и китайскому народу. Как правило, после окончания магистратуры, ради которой в основном иностранцы к нам и приезжают, они возвращаются к себе на родину.

— Как выпускники БГУКИ относятся к перспективе работы в небольших райцентрах, учреждениях культуры на селе?

— Недавно у нас закончилось распределение. Его итоги точно проиллюстрируют ответ на этот вопрос. Сразу замечу, что заявки на наших выпускников мы удовлетворяем не полностью. И рады были бы обеспечивать заказчиков кадрами в полном объеме, но есть определенные проблемы с площадями, количеством профессорско-преподавательского состава. Увеличивая численность студентов, важно при этом не потерять качество обучения.

Из года в год все активнее участвуют в распределении студенты платной формы обучения. Главный принцип, золотое правило распределения в БГУКИ состоит в том, чтобы в те регионы, откуда приезжают студенты на обучение, они затем возвращались молодыми специалистами. В целом это правило выдерживается на практике. 25 % обучающихся в университете — жители Минска и Минской области.

— Борис Владимирович, расскажите о творчестве студенческих коллективов. В университете их целый калейдоскоп!

— Ежегодно в БГУКИ действует от сорока до шестидесяти таких коллективов. Многие образуются стихийно. Если у ребят получается совместное творчество — остаются, нет — ищут себя в другом. Есть коллективы, которые стали настоящими брендами не только нашего университета, но и страны. О них знают за рубежом. Это лауреаты международных конкурсов — ансамбль аккордеонистов «Тутти», хоры «Виват», «Мара», вокальный ансамбль «Грамнiцы», фольклорно-этнографические коллективы «Баламуты», «Вала­чоб­нiкi» и многие другие. Они неоднократно участвовали в международных фестивалях в России, Украине, Польше, Германии, Франции, Италии. За последние два года около 140 студентов БГУКИ стали лауреатами и дипломантами престижных мероприятий республиканского и международного уровней. За весь период существования спецфонда Президента по поддержке талантливой молодежи студенты и коллективы университета получили 101 поощрение.

Среди выпускников университета также немало известных имен: Ирина Дорофеева, Полина Смолова, Виктория Дайнеко… Много наших выпускников работают в профессиональных коллективах, таких как Камерный хор Беларуси, Национальный академический народный хор Беларуси имени Г.И. Цитовича, белорусский государственный хореографический ансамбль «Хорошки» и других. Кроме того, большинство руководителей в сфере культуры — наши выпускники.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter