Волочебный обряд на пасхальной неделе

Приход весны и торжество добра

Православные верующие в этом году отметят Пасху 24 апреля. Великий церковный праздник совпадает с давним «святам» в земледельческом календаре — началом посевной. 

На неделе после Пасхи проводили «валачобны» обряд. Мужчины и женщины собирались группами и ходили от дома к дому с песнями, поздравлениями. Звучали пожелания крепкого здоровья, благополучия. За это «гаспадары» вручали гостям подарки — булки, яйца, сало и колбасы. 

Волочебников (от слов «волочиться», «брести») ждали в каждом доме, воспринимали их как божьих посланников, верили, что в их словах есть какая-то невидимая связь с будущим. Считали, что хоть часть из пропетого этими особыми гостями должна сбыться. «Хадакi» пели для всей семьи. В сюжетах песен представали волшебные картины жизни «селянiна». Объяснялось хождение по домам так: «Бацькi i дзяды нашы хадзiлi i нас вучылi». Хождение «ў валачобнае» считали жизненной необходимостью и даже религиозной обязанностью. 

В обходе участвовали «пачынальнiк», или запевала, «падхватнiчкi», музыканты, «механос». Больше всех в этой группе ценили запевалу. Он должен быть самым талантливым из всех участников обхода, наизусть исполнять длинные песни, иметь звучный голос, уметь импровизировать, ориентироваться по ситуации, а также знать, что сказать, чтобы всех их хорошо отблагодарили. 

В первый день после Пасхи шли на службу в церковь, причащали детей. Во вторник принято было отправляться в гости: «Мы — да вас, а вы — да нас». Посещали родственников и тех, у кого достаток меньше, помогали тем, кто нуждался в помощи. 

На неделе после Пасхи старались делать больше добрых дел. В это время было грешно ссориться, гневаться, сквернословить. 

Верили, что от «Вялiкадня» до Вознесения по земле ходит Христос в облике странника-нищего и смотрит, не очерствела ли у людей душа, откликаются ли они на просьбы о помощи.

Многие обряды и игры проводили на улице. Обязательно устанавливали во дворах качели, украшали их веточками деревьев. В теплую погоду устраивали танцы. Молодежь гуляла отдельно, «без вока старэйшых». 

27 апреля — «градавая» среда. Почитали этот день для того, чтобы защитить поднявшиеся всходы от града. С утра зажигали и ставили на окно «грамнiчную» свечу. Часто во главе со священником проводили крестный ход вокруг полей.

28 апреля пчеловоды доставали ульи. В день мученицы Ирины, 29 апреля, высаживали в грунт рассаду, приводили в порядок садовые деревья, подрезали кроны, белили стволы.

1 мая проводили своеобразные смотрины для молодежи, доставали из комодов лучшие наряды и украшения, выходили на улицу. Провожали Пасху, накрывали столы и доедали все «свянцонае» — куличи, яйца, мясные блюда.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter