Приказано жить

Готовится к старту союзная программа в области детской онкологии и гематологии

Готовится к старту союзная программа в области детской онкологии и гематологии


ДОЛГОЖДАННАЯ новость: программа Союзного государства "Детская онкология и гематология" согласована на уровне министерств здравоохранения Беларуси и России. Концептуальное содержание документа одобрено обеими сторонами. Это значит, помощь детям, которых еще четверть века назад считали обреченными, будет более качественной и оперативной. Программа должна решить два основных вопроса: создание общесоюзного регистра потенциальных доноров костного мозга и стволовых клеток, а также технологическое развитие детской онкологи и гематологии. Осталось дождаться резолюции Совмина Союзного государства, и совместный проект белорусских и российских онкологов начнет активную работу.


Победа одна на двоих


- Когда, окончив в 1975 году медицинский институт, я остановила выбор на гематологии, многие сокурсники округляли глаза. Дескать, зачем тебе это. Тогда средняя продолжительность жизни пациентов с лимфобластным лейкозом крови (в Беларуси и ныне каждый год заболевает около сотни детей) была катастрофически низкой - не больше месяца, - вспоминает о начале профессионального пути директор РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, профессор Ольга Алейникова. - Но руки никто из молодых специалистов опускать не стал. Результаты нашей работы появились не сразу, зато какие! Если с 1981 до 1989 года выживаемость пациентов с лимфобластным лейкозом составляла только 10 процентов, то затем, к 2001-му, она выросла до 50. Это была настоящая революция. Сегодня показатель стабилен и равен европейскому - 85 процентов. По все видам онкологических заболеваний у детей достигнут рубеж выживаемости 74 процента. Это значит, 74 больных ребенка из 100 после лечения живут пять и более лет.


Что предопределило такой успех? Общая большая работа российских и белорусских врачей. Совместно специалисты создали около десятка протоколов лечения лейкозов крови и другой тяжелой онкопатологии у детей и подростков. Базировались они на схеме, созданной в 80-х годах прошлого века немецкими специалистами. В частности, использовании трех обязательных препаратов, которые выводили пациента на стойкую ремиссию.


Тесная кооперация наших медиков дала блестящий результат. Они доработали и усовершенствовали известную "базу". Разработанный протокол получил название МВ (Москва - Берлин). Задача этого труда была смелой и амбициозной - получить те же высокие цифры по исцелению больных, что имели врачи на Западе, при этом снизить процент токсических осложнений, которые сопровождали терапию. И это удалось! Разработанный совместный "дизайн" протокола диагностики и лечения лейкозов позволил спасать сотни детей, параллельно снижая токсичность процесса лечения. Ведь химиотерапия - это уничтожение злокачественных клеток, но вместе с этим и неизбежная атака на "хорошие" структуры. В общем, угроза цитопении - потери важных составных крови - эритроцитов, тромбоцитов, гемоглобина. А использование российско-белорусской схемы позволяет избегать тяжелых последствий. Более того, стоимость ее была и остается в три раза ниже зарубежных аналогов. Сегодня этого протокола придерживается 51 медицинский онкологический центр - все белорусские и 48 российских. Но работа продолжается.


Это значит, что план лечения развивается дальше - его совершенствуют, корректируют, дополняют. Последняя, по словам специалистов, еще более удачная версия была создана в 2008 году.


Найти "идеальную пару" донор-реципиент станет значительно проще


Белорусские врачи говорят: работаем с российскими коллегами на равных. Нет у нас ни менторов, ни учеников. Обе стороны равноправные партнеры.


- Не могу не сказать теплые слова в адрес Александра Румянцева - директора Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологи и иммунологии им. Димы Рогачева Минздравсоцразвития России, - продолжает Ольга Алейникова. - Если такие люди появляются в отрасли, обязательно будут положительные результаты, а за ними большой прорыв. У Александра Григорьевича талант. О том, как он любит людей и умеет создать вокруг себя команду в хорошем смысле фанатично преданных делу врачей, давно ходят легенды.


Но как быть, когда врачу попадается ребенок, у которого лейкоз с плохим прогнозом, или когда недуг не поддается лечению?


Выход есть - трансплантация стволовых клеток костного мозга. Здесь большим подспорьем должно стать создание единой базы данных Беларуси и России о потенциальных донорах этого биоматериала. Ведь как порой случается?


- Если мы не находим донора среди родственников, приходится начинать поиск в донорском банке. А когда и там ничего подобрать не удается, технологии позволяют использовать для спасения "не совсем подходящий" костный мозг. Но это в любом случае возможный шанс на спасение, - поясняет ситуацию заместитель директора по организационно-методической работе белорусского РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, кандидат медицинских наук Анна Зборовская. - А дальше последует обязательная иммуносупрессивная терапия. Это значит, пациент будет привязан к клинике.


Иное дело, когда донор подходит по всем "параметрам", тогда после вмешательства наступает исцеление, не требующее дальнейших медицинских процедур.


Создание же единого регистра позволит увеличить вероятность совпадения "идеальных пар" донор-реципиент. Сначала "нужного человека" начнут искать в своей популяции - Беларуси, после в России, далее возможен выход на Международный банк доноров.


Сотрудничеству белорусских и российских медиков дан новый импульс


Отрадно, что в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии помогают встать на ноги не только белорусским детям.


Сюда приезжают из Украины, Азербайджана, Казахстана и других стран.


На экспорте медицинских услуг в прошлом году центр заработал 1 миллион 266 тысяч долларов. Всего было проведено 325 госпитализаций иностранных граждан.


Выгодно это обеим сторонам. В Беларуси за лечение лейкоза иностранцы платят около 30-35 тысяч долларов. В Европе такое лечение обойдется в несколько раз дороже.


И еще одна большая работа, за которую взялись белорусские врачи. Ныне на базе крупного республиканского центра занимаются лечением врожденных иммунодефицитов. Это корректировка редкой генетической патологии, над чем сейчас работает весь научный медицинский мир. Взять, к примеру, серьезное состояние - болезнь Брутона, когда в организме отсутствуют иммуноглобулины. Такие дети находятся на пожизненной заместительной терапии: им нужно вводить те вещества иммунной системы, которые не вырабатываются самостоятельно. Иначе неминуемая гибель.


Сегодня врачи определяют нарушения в 20 различных генах, что позволяет вовремя и эффективно начать лечение.


Вылечить тяжелый врожденный иммунодефицит полностью можно, применяя трансплантацию костного мозга, то есть заменяя иммунную систему новой. В общем, открыто большое перспективное направление. И здесь сотрудничество белорусских и российских медиков получает новый виток.


Резонанс


После публикации в "СОЮЗе" материала "Здесь возвращают надежду" в редакцию позвонили: "Все документы по союзной программе "Детская онкология" согласованы за один день"


mart@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter