Приказано: «Выжить!»

Военных летчиков учат не сдаваться даже в самых безнадежных ситуациях
Военных летчиков учат не сдаваться даже в самых безнадежных ситуациях

Вы бы хотели повторить участь Робинзона Крузо? Лично меня такая перспектива приводит в ужас. Сколько может продержаться обычный человек, оказавшись один–одинешенек (хорошо, пусть даже с Пятницей) посреди диких джунглей, пустыни или тайги? Думаю, и десять минут большинству из нас покажутся вечностью. Любой растеряется. Только не военный летчик. Выручит школа выживания, которую белорусские авиаторы проходят в 214–м специальном центре ВВС и войск ПВО. Кое–чему, между прочим, там научилась и я.

С небес на землю

Учебная площадка спеццентра напоминает лагерь партизан: шалаши и навесы разных форм и размеров, кострища с котелками. Командированные на учебу летчики в течение 10 дней постигают в центре азы искусства выживания. Мое внимание привлекает сооружение, которое на языке профессиональных робинзонов называется чумом: 8 жердей, составленных конусом, и сверху парашют. Практично и надежно. Единственный минус: в таком жилище не разведешь огонь, синтетическая ткань парашюта воспламеняется легко и быстро. Другое дело — шалаш. «Дом» из веток вполне подходит для устройства очага.

К моменту моего появления в центре 10 летчиков из 181–й боевой вертолетной и 50–й смешанной авиационной баз (обучение авиаторы проходят небольшими группами) уже в совершенстве освоили технологии походного «строительства» и прошли огневую подготовку. На повестке дня — техника рукопашного боя и практические занятия по использованию авиационных спасательных плавательных средств. Кому–то все это может показаться странным: ну зачем рожденным летать учиться разводить костры и строить шалаши? Увы, бывают в летной практике случаи, когда укротители небес вынуждены экстренно спуститься с них на землю.

К нестандартной ситуации военный летчик морально готов каждую секунду полета. К сожалению, имеются основания: сообщения о воздушных инцидентах даже в мирное время не редкость. Тем не менее есть все шансы спастись даже за мгновение от гибели... 1 июня нынешнего года, 0.44 по московскому времени, аэродром Хатилово (Россия, Тверская область). При заходе на посадку у МиГа–31 загораются один за другим оба двигателя. Положение критическое. Но выход найден: по команде руководителя полетами пилоты благополучно катапультируются. Современное катапультное кресло одновременно и рабочее место, и средство спасения на любой высоте и скорости. Главное — вовремя среагировать на опасность. Что и говорить, экстремальный полет с колоссальными перегрузками (вес тела человека при катапультировании увеличивается в 20 (!) раз) — адское испытание. Но такова цена жизни.

В Беларуси технике безопасности полетов придается особое значение. Во многом благодаря этому применять описанные приемы в реальности нашим летчикам (тьфу–тьфу) не приходилось. Однако международный «аварийный» опыт в центре изучается, обобщается и используется в учебном курсе.

50 процентов успеха

Впрочем, выбраться из гибнущей машины — это только полдела. Правильно приземлиться и не поддаться панике, оказавшись на макушке дерева или в болоте, — следующая половина этого дела. Итак, что делать после вынужденной посадки? Для начала нужно разобраться с самочувствием. Оказанию первой медицинской помощи обучает на своих занятиях врач–инструктор Владимир Багинский. Пристраиваюсь за последней партой. По ходу лекции слушатели спрашивают: «Как определить, жив человек или мертв? В каком месте накладывают жгут и шину? Непрямой массаж сердца: чем сильнее — тем лучше?» К концу урока я усвоила: бороться за жизнь товарища нужно до последнего, жгут не должен мешать кровообращению, сильнее — не всегда лучше. Идем дальше.

— Рекомендации по выживанию, кроме всего прочего, включают опыт охотников, рыбаков, туристов, альпинистов и т.д., — просвещает меня заместитель начальника спеццентра Алексей Степанов. — Понятное дело, чтобы учить других, нужно самому уметь все, о чем идет речь на занятиях. Специалистов по выживанию не готовят ни в одном учебном заведении. Это, если хотите, уникальная профессия, которая требует от человека стопроцентной самоотдачи. Как добиться высокого жизненного тонуса? Постоянно быть в форме. Если летчик совершает в год 2 прыжка с парашютом, инструктор — 100.

Проверив, целы ли после «эвакуации» руки–ноги, необходимо определиться, где находишься, чтобы подать сигнал поисково–спасательной службе. Майор Степанов уверяет, что частично сориентироваться можно еще под куполом парашюта (для сведения, примерно за 100 метров до земли парашют становится неуправляемым, поэтому место для посадки лучше выбрать пораньше). Дополнительными ориентирами могут быть всевозможные природные приметы. Кстати, эти подсказки пригодятся любому: кто знает, куда забросит судьба? К примеру, в лесную чащу. Чуть–чуть внимательности, и вы заметите: с северной стороны муравейники защищены камнем или кустом, кора деревьев грубее, у подножия покрыта лишайником и мхом, а на возвышенностях дольше сохраняется снег. Можно также ориентироваться по звездам, солнцу и даже по наручным часам.

Справедливости ради нужно отметить: летчик, оказавшись даже на необитаемом острове, все равно будет в более выгодном положении, нежели Робинзон Крузо. Благодаря носимому аварийному запасу (НАЗу), который стационарно находится в катапультном кресле, перед полетом прикрепляется фалом (длинной веревкой) к обмундированию и следует за хозяином, куда бы тот, пусть даже и вынужденно, ни приземлился. В вертолетах, где, как известно, катапультных кресел не предусмотрено, НАЗ упаковывается в ранец парашютной системы. Вместе с Алексеем Степановым изучаем содержимое этого «чудо–вещмешка». Радиотехнические и пиротехнические средства связи и сигнализации, аптечка, пистолет Макарова, патроны, рыболовные снасти, ветроустойчивые спички. Из съестного — мясные консервы, галеты, емкости с питьевой водой и сахар. Еда однообразная (особенно галеты, на вкус — жуткая гадость), зато высококалорийная. Уничтожать запасы пищи и воды за один присест — верх легкомыслия. Спасательная операция может затянуться. Поэтому рекомендуется чередовать консервы с подножным кормом: ягодами, грибами, кореньями. Нелишним будет вспомнить и приобретенные в спеццентре охотничьи навыки. Кстати, вторую половинку металлической аптечки можно использовать как сковородку. А конфоркой самодельной плиты послужит сухой спирт, также имеющийся в НАЗе. Растворять и пить его, конечно, нельзя, но горит он замечательно.

Ни в огне не горят, ни в воде не тонут

Пока я «по ускоренной программе» проходила стажировку по сухопутным способам выживания, остальные уже приступили к освоению методов борьбы за жизнь в условиях водной стихии. Кроме наземных средств спасения, в резерве у летчиков имеются и водные. Помимо НАЗа, к фалу крепятся упакованная в чехол аварийная радиостанция «Комар 2м» (при соприкосновении с водой техника включается автоматически и подает сигнал SOS) и надувной одноместный плот. Впрочем, плот — название явно условное. Это скорее плавучая мини–палатка с чехлом, как спальный мешок, где тепло и сухо.

Дополнительная страховка — спасательный пояс, который одевается на летчика вместе с обмундированием. Если экипаж самолета или вертолета состоит из нескольких человек, к спасательному снаряжению добавляются многоместная лодка или большой плот. Оба плавсредства предельно просты в эксплуатации. Выдернул чеку надувного механизма — и судно готово принять пассажиров. Словом, после курса выживания ни в огне не сгоришь, ни в воде не утонешь.

Теория освоена. Впереди что–то вроде выпускного экзамена: после условного приземления в безлюдной местности (для Беларуси, понятное дело, наиболее актуальный вариант — это лес) «потерпевшие бедствие» продемонстрируют инструкторам свою «живучесть». Есть, конечно, факторы, которые сложно отработать в процессе учебы. Боль, страх, голод, жажда, одиночество не отрепетируешь. Можно лишь настроить себя на то, что человеческий дух способен на многое. Старший инструктор по выживанию Юрий Кравец всегда рассказывает авиаторам одну историю. Еще во времена СССР в районе Кольского полуострова потерпел крушение бомбардировщик Ту–16. Летчики успели покинуть машину и приземлились на воду. Однако из всего экипажа в живых остался лишь один человек. Почему? Поверил в возможность спасения и целый час продержался в ледяной воде. Остальные застрелились от чувства безысходности. А жизнь ведь, как известно, выбирает самых стойких...


Памятка для летчика

В первые сутки после вынужденной посадки летчик в начале каждого часа в течение 10 — 12 минут должен передавать сигнал SOS. В остальное время радиостанция работает на прием.

Если нет компаса, стороны света можно определить по солнцу, звездам, местным ориентирам.

Построив убежище, нужно позаботиться о костре.

Пищевой рацион НАЗа следует расходовать экономно. Пополняются запасы продовольствия за счет местных ресурсов.

Важно соблюдать правильный режим потребления воды: утром и вечером пить побольше, днем — не более 70 — 100 граммов за прием.

При появлении поискового самолета использовать сигнальные патроны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter