Пригвожденная страна. «Революция гвоздик» в Португалии за два года превратила колонизаторов в колонизированныx

Продолжаем наш международный проект «Привкус цветных революций», организованный Аналитическим центром ЕсооМ совместно с издательским домом «Беларусь сегодня». Десятки ведущих политологов, аналитиков и публицистов из более чем 20 стран мира представляют свое видение феномена «цветной революции», прочно вошедшего в мировую политику и разрушившего прежнюю картину мира. Что из себя он представляет, какое ему может быть противоядие и отчего этот феномен, отточенный на десятке различных государств, оказался несостоятельным в Беларуси? Поискам ответов на эти и другие актуальные вопросы современности и посвящен «Привкус цветных революций». Сегодня — первая часть нашего рассказа про «революцию гвоздик» в Португалии, стране с самым высоким в ЕС государственным долгом к ВВП (в 127 процентов).

Оружие, дети, цветы — наглядный пример манипуляции сознанием для оправдания и «цветных революций», и их разрушительных последствий.

Финансовая технократия

«Революция гвоздик» — это совсем не то, что из нее сделали западные СМИ. Это был очень сложный и длительный набор событий, в ходе которого вооруженные и самые разные политические силы жестко столкнулись друг с другом в гражданской войне. Итог — шесть временных правительств, три попытки переворота, бесконечные теракты и всеобъемлющий двухлетний хаос. Эта революция произошла в ключевой момент мировой политической истории — между французским маем 1968‑го, который, возможно, был ее предтечей, и «цветными революциями» в Бирме и Восточной Европе, которые, несомненно, стали ее кульминацией.
«Революция гвоздик» стала важным событием для Португалии еще и потому, что заставила ее отказаться от существенной части своей национальной идентичности — ее африканских заморских территорий, что стало одной из решающих причин революции в верхах и явилось для страны полным геополитическим переворотом.
Что предшествовало этому? С 1932 года премьер-министр Антониу Салазар создал в Португалии оригинальный политический режим при поддержке англичан, католической буржуазии и армии. Долгое время стоял вопрос о том, является этот режим фашистским или нет. В действительности это был смешанный режим, очень консервативный, поддерживаемый классами, которые привели его к власти. В этом отношении он был очень похож на режим, установленный Франко в Испании, и на авторитарные режимы Центральной Европы в межвоенный период.

Однако перечисленные режимы были построены на фигурах сильных военных, выполнявших роль регента (генерал Франко, маршал Пилсудский, адмирал Хорти). Салазар же был экономистом с небольшой харизмой и всегда довольствовался должностью премьера, оставляя почетное президентство военным. Он превратил Португалию в авангардистскую финансовую технократию и в этом отношении очень напоминал режим Виши во Франции, где доминировал Пьер Лаваль.
Салазар эффективно очистил госфинансы, навязав населению реальную жесткую экономию с моральной и идеологической подоплекой, которая и в XXI веке кажется очень современной.

В 1940‑х годах он торговал как с рейхом, так и с союзниками СССР, при этом требовал оплаты золотом, что обеспечило ему самый большой запас золота в Европе к 1945 году. Салазар также стремился к глубокой экономической модернизации страны, результаты которой сегодня признаны новейшей историографией. Он был вдохновлен итальянским фашизмом, но в очень ограниченной степени: назвал свой режим Estado Novo (Новое государство), ссылаясь на прославление и укрепление страны. По мнению исследователя И. Леонарда, салазаризм — не фашистский, а национально-христианский режим, в нем нет идеи нового человека, поскольку Салазар вместо этого ссылается на сельского обычного человека, который является фигурой прошлого, а не будущего. Режим модернизируется, но вовсе не стремится к фашистской консервативной революции. Наконец, салазаризм не предусматривал насилия при принятии решений, наоборот, он в значительной степени опирался на традиционное руководство, особенно со стороны Церкви, в отличие от итальянского фашизма, который стремился заменить их.

Португалец снимает портрет Салазара. Воодушевлявший поначалу снимок вскоре вызывал лишь сожаление, но было поздно.
При этом Антониу Салазар проводил политику восстановления экономики, опираясь в основном на крупные частные промышленные и финансовые группы. Он сократил импорт зерновых и увеличил производство животноводческой продукции, практиковал умеренный протекционизм, пока Португалия не вступила в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в 1960 году. Салазар также отличался неподкупностью и был бескомпромиссен в этом отношении со своей администрацией.

Специфический колониализм: на пути к Еврафрике

Салазаризм был удивительно колониалистским в очень специфическом смысле. В 20 — 40‑х годах ХХ века премьер систематически выдвигал колониальную империю в качестве основы для восстановления португальской власти. Он связал свою власть с фигурой короля Генриха Мореплавателя, основателя колониальной империи в XV веке. На самом деле португальский лидер вдохновился французской идеей Еврафрики, которая в то время была на пике популярности. Эта идея также была взята на вооружение немецким геополитиком Хаусхофером и существовала в Испании (ось Испания — Марокко — Сахара) и Италии (ось Италия — Ливия — Эфиопия).
Еврафрика — идея геополитического образования, объединяющего активы Европы и Африки в одном часовом поясе (ось Север — Юг), что должно постепенно привести к полной экономической интеграции.
Французский пример интеграции Алжира, который должен был привести к интеграции от Лилля до Либревиля, вдохновил на аналогичный проект модернизации португальской колониальной империи (Кабо-Верде, Гвинея-Бисау, Aнголa, Мозамбик), и особенно обширной территории Анголы. Салазар решил модернизировать колонии, которые до 1936 года в основном эксплуатировались британскими и бельгийскими фирмами: с этого момента португальское государство взяло на себя большую часть этих разработок и передало их своим монополиям. После Второй мировой войны другие европейские державы отказались от еврафриканской мечты. Но Португалия придерживалась ее и развивала все глубже, потому что считала, что это единственный путь к развитию и могуществу. И потому что Португалия была исторически первым колониальным государством в Африке (Гвинея, Конго, Ангола, Восточная Африка).


С 1960‑х годов Салазар решил превратить Португалию и ее колониальную империю в действительно двуглавое еврaфриканское образование с континентальной европейской частью и заморскими африканскими частями — в так называемую Португальскую экономическую зону.
Проект был колониалистским, но он также основывался на модели, которую можно назвать римской: его целью было постепенное превращение африканцев в португальцев и отправка максимального количества португальцев в Африку (включая изгнанных противников и осужденных), чтобы сделать ее более процветающей и обеспечить социально-экономическое развитие, которое способствовало бы торговле и зарождающейся португальской промышленности. Также планировалось чередовать столицу между Лиссабоном и Сан-Паулу-де-Луандой каждые два года.

Реформа, обреченная на провал

Столь амбициозный проект должен был превратить бедных крестьян Португалии, намеревающихся эмигрировать в поисках лучшей жизни, в поселенцев и цивилизаторов с новыми социально-экономическими возможностями. В долгосрочной перспективе португальская Еврафрика должна была стать огромной единой Португалией со смешанным, но католическим и португалоязычным населением.
Такой проект вызвал враждебность почти всех великих держав. Но военные усилия Португалии были масштабными: в конце 1960‑х колониальным войнам было посвящено 40 процентов бюджета.
Конфликт с другими странами заставил Салазара ускорить модернизацию экономики, открыв Португалию для иностранного капитала и поощряя повышение производительности труда в промышленности. Эти преобразования позволили высвободить рабочую силу, которая стала излишней. Кроме того, колониальные войны стали причиной ухода из страны десятков тысяч молодых людей, отказавшихся проходить военную службу. Доля отказников возросла с 11,6 процента в 1961 году до 20,3 процента в 1972‑м. Многие уехавшие поселились во Франции.

На улицах Лиссабона. Весна 1974 года.

Однако в 1968 году с Антониу Салазаром произошел несчастный случай, он больше не мог оставаться во власти (здоровье серьезно подорвал инсульт, спровоцированный падением с шезлонга. — Прим. ред.). Его сменил профессор Марселу Каэтану, режим вступил в фазу ослабления. Каэтану не обладал авторитетом предшественника, но являлся экономистом и был выбран как представитель наиболее западно-либеральной ветви режима. Салазар завещал преемнику несомненную финансово-экономическую стабильность и высокие темпы роста, однако индустриализация шла медленно, средний уровень жизни португальцев оставался низким, колониальные войны, разжигаемые внешней силой, были дорогостоящими, как и еврафриканские инвестиции. В итоге Каэтану бросили вызов многие, и прежде всего представители армии. И разразилась «революция гвоздик».

Хронология противостояния

Антониу ди Спинола.
26 февраля 1974 года португальский генерал Антониу ди Спинола (политический и военный деятель, губернатор Португальской Гвинеи в 1968 — 1973 годах. — Прим. ред.) публикует книгу «Португалия и ее будущее», в которой выступает против Каэтану.

25 апреля генерал Спинола и Движение вооруженных сил (MFA) захватывают стратегические пункты в Лиссабоне. Политическая полиция терпит поражение.

15 мая — 6 июля действует первое временное правительство (президент Спинола, премьер Пальма Карлос, общая коалиция). 17 июля — 30 сентября функционирует второе правительство, выступающее уже против Спинолы. 21 сентября принцип независимости африканских колоний принимается генералом Спинолой против его воли, разворачивается гражданская война между МFА и спинолистскими правыми, которые призывали прислушаться к «молчаливому большинству» против происходящей политической радикализации. Из-за политической нестабильности начинается экономический и финансовый кризис.

11 марта 1975 года генералом Спинолой предпринята попытка госпереворота, результат — полный провал. Правительство движется в крайне левом направлении, происходит радикализация и национализация экономики. Идут аресты правых, происходит дипломатическая переориентация с Запада на Движение неприсоединения. Толпа нападает на посольство США в Лиссабоне. В мае 1975 года и практически все лето в Португалии идут уличные бои, усиливается экономический коллапс, в провинциях игнорируется правительственная власть.
Результат «революции гвоздик»: в 1976 — 1977 годах в стране усугубился экономический и продовольственный кризис — повсеместное недоедание и местами локальный голод, случаи каннибализма в Лиссабоне. Португалия вынуждена впервые обратиться за помощью к МВФ. Даже в нынешнем, 2022 году страна все еще не восстановилась…

Гвоздики, песни и разрушительная «Свобода»

Главный символ португальской «цветной революции» гвоздики происходит от цветочного рынка, который служил местом сбора участников народных демонстраций, проходивших в Лиссабоне после падения Каэтану. Гвоздики — цветы сезона, они связаны с маем, следовательно, с Днем труда, и являются заметной частью коммунистической иконографии. В Португалии цветы также имеют особое национальное значение в связи с их ролью в явлении Девы Марии в Фатиме. Но прежде всего они являются отсылкой к движению хиппи Flower Power («сила цветов», или фитократия).

Основная цель идеи раздачи цветов полицейским, журналистам, политикам и зрителям — ослабить чувство страха, гнева и ненависти, в частности у полиции, а также у контрдемонстрантов, и психологически обезоружить их, чтобы морально запретить им применять вооруженную силу. То есть это форма психологической войны.

Так, в ходе этой революции присутствовали «цветочная пушка», а также танк со словом «Свобода». То есть, как и в случае с цветами, был использован и переосмыслен образ оружия. Танк был превращен в символ свободы и отсылал к апостериорной мифизации «цветной революции» вокруг идеала молодых безобидных солдат на танках. По сути, имела место нереальная установка, которая намеренно обманывает зрителя — инфантилизация, утверждающая, что танк — это не танк как таковой, а участник большого и красочно-позитивного действа, своего рода карнавала.
Такие символы формируют основополагающий образ, настоящий миф для всех «цветных революций». Он становится архетипом западного политико-исторического сознания и образцом поп-культуры, культивируемым в СМИ. Предполагается, что он должен обеспечивать единогласие мнений, а мифическая сила цветов чудесным образом нейтрализует противника.
Португальская революция подавалась как ненасильственное событие, поэтому была принята западной общественностью и оказалась весьма фотогеничной. Но была ли она ненасильственной?

Это была настоящая гражданская война с ежедневными жестокими уличными боями по всей стране. Массовых убийств не было, но было много раненых и арестованных. Кроме того, случилось немало «политических» пожаров и взрывов партийных штабов, особенно во время жаркого лета 1975 года. Подробнее о цене «революции гвоздик» поговорим во второй части нашего повествования.

Продолжение следует.)

Оливье РОКПЛО, доктор, политолог, историк, геополитик, специалист по России и Вьетнаму, советник спецпредставителя Франции в РФ (университет Сорбонна).

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter