Приграничный репортаж

В ожидании визы По обеим сторонам белорусско-польской границы продолжается дискуссия по поводу предполагаемого введения двустороннего визового режима.
В ожидании визы

По обеим сторонам белорусско-польской границы продолжается дискуссия по поводу предполагаемого введения двустороннего визового режима. Что ожидает после 1 июля жителей приграничья? Как отразятся новые правила на "челночном" бизнесе и туристических поездках граждан обеих стран? Можно попытаться спрогнозировать ситуацию уже сейчас.

Ушедшая натура

...Когда-то у дверей, ведущих в зал таможенного досмотра на Брестском железнодорожном вокзале, кипели нешуточные страсти. Одни прорывались сквозь раздраженную толпу с шумом и криками. Другие, после неудавшейся попытки пронести на себе мимо таможенников контрабандный спирт и сигареты, тут же с треском рвали прилипший к телу скотч. А иных, потерявших самообладание, увозила "скорая". Сегодня здесь тихо и спокойно. Правда, очередь желающих попасть на электричку в польский Тересполь здесь есть всегда, но движется она без всяких эксцессов. Впереди - небольшая группа степенных бизнесвумен и бойких девиц. Остальные пассажиры явно не вписываются в образ белорусских "муравьев" (так окрестили поляки наших "челноков").

Перед входом в зал таможенного досмотра знакомлюсь с одним из таких не обремененных поклажей пассажиров. Пан Станислав из Люблина. Оказывается, его личные доходы позволяют пересечь границу в автомобиле или комфортабельном международном экспрессе, но в последнее время пан Станислав все-таки предпочитает электричку Брест - Тересполь. Почему? Удобно: бизнес моего собеседника основан на прочных связях деловых кругов Бреста и Тересполя, а электропоезд курсирует между этими городами с определенными интервалами практически весь день. К тому же сегодня в нем нет столпотворения. А еще ездить на электричке выгодно: билет в одну сторону стоит всего один евро, что для человека, считающего деньги, согласитесь, тоже немаловажно.

Как же так? Ведь совсем недавно билет в одну сторону на популярный "челночный" поезд (в народе его прозвали спиртовозом) стоил почти вдвое больше - два доллара. На фоне постоянного роста тарифов на железнодорожные перевозки подобная уступка пассажирам кажется странной. Впрочем, как выяснилось, сенсации в этом нет. Брестское отделение БЖД сбросило цену вынужденно. Переполненные электрички, курсирующие через границу, в начале этого года в одночасье опустели - практически не стало в них "челнока", который, зарабатывая себе на жизнь, приносил доходы и железнодорожникам, и приграничным структурам по обе стороны Буга, оживлял товарооборот в приграничье соседних стран. Не секрет, почему это произошло. Упорядочились экономические правила взаимоотношений между внутренними рынками двух стран. Польская сторона ввела жесткие ограничения на ввоз табака и водки. Мелкий белорусский торговец, по сути дела, вышел из игры...

"Челнок" вернется за станок?

Однако, снизив в два раза цену билета на и без того самый дешевый международный поезд, брестские железнодорожники не надеются, что к "спиртовозу" опять выстроятся длинные очереди. С мелкорозничным, да еще контрабандным товаром перекупщику ехать в Польшу сегодня невыгодно. После введения визового режима таких желающих ездить за границу станет еще меньше. А вот как повлияет введение польской визы на автомобильную очередь на "Варшавском мосту", где собирается народ посолиднее, направляющийся в Польшу за стройматериалами и бытовой техникой, пока неизвестно.

Прогнозы - самые разные. Одни полагают, что в регионе обострится криминогенная ситуация: лишившись выгодного бизнеса, многие "челноки" попытаются зарабатывать незаконными способами. Другие, наоборот, искренне верят в то, что конец "челночной" эры заставит людей дорожить рабочими местами. Известно ведь, что пока при наличии на рынке труда множества рабочих мест далеко не каждый избалованный близостью границы брестчанин встанет за станок. И если госпредприятия предложат экс-"челноку" достойную зарплату (мелкая приграничная торговля, кстати, "новым белорусом" еще никого не сделала), то почему бы ему и не вернуться на родной завод? Но так, повторю, сегодня рассуждают безудержные оптимисты. И вряд ли стоит надеяться на то, что, потеряв свой хлопотный, но относительно неплохой заработок, "челноки" бросятся в отделы кадров убыточных предприятий. Будем надеяться, что приобретенная за границей деловая хватка пригодится им на родине и будет востребована государством.

Строится дом, который не должен стать крепостью

Генеральный консул Польши в Бресте Ромуальд Кунат с прогнозами не торопится. Пока неизвестно, сколько будет стоить виза, на какой срок будет выдаваться, кто будет пользоваться льготами при ее получении - все это на стадии согласования в МИДах двух стран. Но, по словам генконсула, Польша не заинтересована в том, чтобы визовый режим стал "железным занавесом" для простых белорусов. Ведь наши соотечественники ежедневно оставляют в польских супермаркетах тысячи долларов. Серьезно нужно подумать и над тем, чтобы нововведение не помешало и развитию культурных связей. Наплыв желающих получить визы ожидается большой. Поэтому уже сегодня польское консульство в Бресте готовится к работе в новых условиях. Пан Ромуальд показал мне в окно кабинета, как польские рабочие в белых халатах строят во внутреннем дворе консульства еще одно здание. Когда строители сделают свое дело, здесь появятся новые чиновники, которые будут заниматься исключительно выдачей виз. Так что ездить за ними в Минск, как опасаются сейчас в городе над Бугом, брестчанам не придется.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter