Можно ли зарабатывать деньги на проведении выставок?

Приговор приведен в исполнение

Как вы относитесь к Александру Васильеву? Не знаете такого? Это же тот самый ведущий «Модного приговора». С хитрым прищуром, строгий и беспощадный. Вообще-то телевидение — это, скажем так, его хобби. На самом деле он человек серьезный: искусствовед, коллекционер, историк моды, театральный художник. В определенных кругах он всегда был человеком с именем, но известным его все же сделал голубой экран. Этому голубому экрану и благодарность от нашего Национального исторического музея.

Фото белта

Музей в год проводит десятки выставок. Какие-то более успешны, какие-то менее. Директор НИМ Олег Рыжков не лукавит, когда говорит, что, верстая план на год, он уже приблизительно знает, куда и сколько людей пойдет. Хотя если быть до конца откровенным, то правильнее сказать, на какой выставке удастся заработать, а на какой нет. Здесь самое место возмутиться: «Как в храме истории можно думать про деньги?» 

Васильев? Кому интересен этот неоднозначный телевизионный персонаж? Кому нужны его старые платья? Это мнение одной стороны. Вторая в первый же день открытия выставки «Модный век» ломанулась в здание с пушкой. Александр Александрович светился от счастья, своей улыбкой одаривал каждого, никому не отказал в автографе и совместном фото. Назавтра все соцсети пестрели подписями в духе «Я и Васильев». Тогда казалось, что еще день-два — и вся эта вакханалия закончится. Так думали одни. Другие же неслись в кассу музея. Да, Васильева на экспозиции уже не было. Но его коллекция платьев известных кутюрье и домов мод осталась. К слову, народная артистка Беларуси Ядвига Поплавская подарила искусствоведу два дорогих ее сердцу наряда, один из которых Александра Тихановича. Тот с восхищением их принял. Нашей артистке честь оказаться в одном ряду с Майей Плисецкой и Лилией Брик. Васильеву радостно заиметь у себя еще один уникальный экспонат. Все счастливы!

А как счастлив музей! Поток интересующихся модным приговором Васильева не уменьшается, а наоборот, только увеличивается. За две недели, пяти рублей не жалея, экспозицию посетило больше двух с половиной тысяч человек. Такой ажиотаж случается нечасто. В музее вспомнили, что подобное паломничество было в 2015-м на выставке скульптуры, керамики и графики Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Вряд ли Васильева можно поставить в один ряд с этими величайшими испанскими художниками, но их объединяет одно: эти коллекции интересны публике. А это для музея самое главное. Конечно, здесь не забывают и о собственном финансовом интересе. 

Вопрос зарабатывания денег учреждениями культуры никто с повестки дня не снимал. Более того, новый министр культуры Юрий Бондарь в одном из своих последних интервью на посту ректора Белорусского государственного университета культуры и искусств заявил: «Не считаю правильным, когда культурные работники рассчитывают только на дотации и поступления из бюджета, культура сегодня в состоянии зарабатывать деньги, оказывать населению услуги». Надо понимать, что и в новом кресле эта позиция будет только усиливаться. Поэтому впору другим музеям, театрам, дворцам обернуть взоры в сторону исторического. 

К слову, есть у нас и другие адреса, где не ждут манны небесной, а ищут, пробуют, экспериментируют. Знаете ли вы, что в этом году наш Большой театр разжился тремястами тысячами евро? Нет, их не поделили между артистами и не отправили на улучшение материальной базы. Это инвестиция в будущее. На них поставили балет «Орр и Ора». Деньги спонсором, собственно, и выделялись под эту постановку. Но главный смысл в том, что сейчас дивиденды от продажи билетов на этот спектакль получает именно театр, а значит, и зритель. 

Говоря о качестве и ценности этого балета, собственно, как и о коллекции одежды, можно спорить. Хотя это дело вкуса. А Васильев и Национальный исторический музей тем временем уже обсуждают следующие совместные выставки. У историка моды есть еще коллекция свадебной одежды и охотничьей амуниции. И если две стороны заинтересованы, а посетители не против, то почему бы и нет?

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter