Приговор народа приведен в исполнение

Об этом «СБ» писала 14 июня 1937 года
Об этом «СБ» писала 14 июня 1937 года

Наши славные чекисты под руководством Генерального комиссара государственной безопасности тов. Ежова вскрыли в Красной Армии осиное гнездо контрреволюционеров, заговорщиков, фашистских лазутчиков. Эти люди, прикрывшись маской честных людей, притаились и творили свое гнусное дело измены и предательства. Эти подлые мерзавцы, 8 шпионов, которые предстали перед Верховным судом СССР, систематически доставляли сведения о нашей Красной Армии, выдавали военные тайны фашистскому государству. Они вели вредительскую работу в Красной Армии, чтобы подорвать ее мощь и подготовить ее поражение в подготовляемой фашистами войне».

В двухколонной передовице, даже если дочитаешь ее до конца, нет фамилий «заговорщиков». Они перечислены чуть ниже — в публикуемом приказе Народного Комиссара обороны от 12 июня: М.Н.Тухачевский, И.Э.Якир, И.П.Уборевич, А.И.Корк, Р.П.Эйдеман, Б.Н.Фельдман, В.Н.Примаков, В.К.Путна.

Все эти имена давно и справедливо реабилитированы, а биографии изучены и обнародованы в научных исследованиях, документальных книгах и художественных фильмах. Выводы сделаны, точки в трагической истории расставлены. И, пожалуй, я бы не стала ворошить слишком больное прошлое, если б не зацепилась глазами за опубликованную полтора годами ранее — 17 января 1936 года — речь Тухачевского на второй сессии ЦИК Союза ССР VII созыва. Честно говоря, вначале вникать в огромный разворот совсем не хотелось. Тогдашние речи — сплошь призывы и лозунги. Но вопреки ожиданиям, доклад Маршала Советского Союза и заместителя наркома обороны оказался образцом конкретики и аналитической точности. За пять лет до начала войны Михаил Николаевич предупреждает: Германия активно вооружается. Ее «промышленность производит в месяц 300 орудий», собираясь увеличить эту цифру до 500, «свыше 20 заводов готовят авиационные моторы и детали к ним». Наращивается и выпуск бронированной техники: «Мы можем ожидать производства в Германии не менее 200 танков в месяц». А еще, замечает Тухачевский, там строятся автострады. И добавляет для непосвященных: «Автострада — это такое совершенное шоссе, которое не имеет переездов и дает громадные возможности для бесперебойных и беспрепятственных перевозок». Аналитический ум полководца подмечает стратегически важные детали: в ближайшей перспективе Германия построит 7 тысяч километров автострад. Уже нынче «автомобильный корпус национал–социалистов насчитывает 150 тысяч автомобилей».

Маршальский доклад можно сегодня штудировать как урок военной прозорливости. Но меня как человека абсолютно цивильного больше потянуло на гражданские сравнения. В том же 1936 году, когда Тухачевский делал необходимые выписки для своей речи, надеясь убедить партию и правительство железной логикой аргументов, в Советском Союзе шло освоение новой легковой машины «М–1». Да–да, той самой «эмки», воспетой поэтами и журналистами. 14 января 1936 года, за три дня до публикации выступления Михаила Николаевича, наша газета поместила фотографию черного авто с кратким сообщением: «На Горьковском автозаводе имени Молотова начался перемонтаж оборудования для производства новой легковой машины «М–1». С марта завод начнет массовый выпуск машины марки «М–1» и в первом же квартале 1936 года должен дать 50 лимузинов».

И точно: 17 марта первый автомобиль ГАЗ М–1 сошел с конвейера и выпускался вплоть до 1941 года, пока серийное производство (сборка из запаса продолжалась еще долго) не было свернуто. Славной машинке, сделанной на базе «Форда V8–40», довелось испробовать фронтовых путей–дорог. Справлялась — развивала на проселочной грунтовке скорость до 100 километров в час и стала в 1941 — 1942 годах основным командирским автомобилем.

Будь Тухачевский жив — тоже бы наверняка ездил на такой по фронтам. К началу Великой Отечественной было выпущено 10.500 «эмок», а всего их произвели 68.888 штук. Безотказным автомобилям (окрестивший их лимузинами репортер «Рабочего» явно преувеличил: первые советские лимузины ЗИС–101 сошли с конвейера Московского автозавода имени Сталина лишь 3 ноября 1937 года) практически не довелось увидеть, что такое автострада. Хотя не исключаю: раритетный экземпляр мог и дожить до времен, когда маршальский завет о строительстве в стране бетонных артерий достойно воплотили в жизнь помудревшие потомки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter