Белорусские ученые нашли новый способ борьбы с онкологическими заболеваниями головного мозга

Приговор для раковой клетки

Война на два фронта — малоперспективное занятие для того, кто противостоит сразу двум противникам. Это правило подтвердили ученые Института физиологии Национальной академии наук, которые нашли новый способ борьбы с онкологическими заболеваниями головного мозга. В экспериментах, проведенных совместно с врачами Республиканского научно-практического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии, они показали, что химиотерапия может быть более эффективной и в то же время менее разрушительной для здоровых тканей. Для этого в помощь лекарственным препаратам требуется лишь призвать так называемый фактор роста нервов (NGF) — белок, поддерживающий жизнеспособность нейронов.



NGF постоянно присутствует в организме и, как выяснили ученые, не только стимулирует развитие нейронов, но и наравне с Т-лимфоцитами иммунной системы борется с опухолевыми клетками. 

— В норме содержание NGF в тканях мозга невысокое, — поясняет научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии Института физиологии НАН Александр Чернов. — Но если количество NGF увеличить — дополнительно выделить фактор роста нервов у подопытных животных и ввести в опухолевую ткань (отторжения чужеродных клеток при этом не наблюдается), то угнетающий эффект на раковые клетки будет более выраженным. Это продемонстрировали и наши опыты, и эксперименты зарубежных ученых. В Италии и США, например, от исследований медики уже перешли к клинической практике. И хотя у нас врачи на такой радикальный шаг пока не решаются, мы предлагаем пойти дальше — совместить воздействие препаратом NGF с химиотерапией. Опыты на культурах клеток показали, что химиопрепаратов для достижения цели в таком случае потребуется гораздо меньше. Стало быть, меньше будет негативных побочных эффектов от лечения. 

Но ученые не были бы учеными, если бы, добившись нужного практического результата, не попытались выяснить физиологическую природу явления. Ведь без глубоких знаний того, что происходит внутри клетки, через какие рецепторы идет воздействие, совершенствование лечебного метода пришлось бы вести вслепую. 

А исследования ультраструктуры опухолевых тканей при помощи электронного микроскопа показали, что сочетанное действие NGF и химиопрепаратов способствует более разрушительному воздействию на опухолевую клетку. Если при обычной терапии она деградирует, «съеживаясь» постепенно, и у нее есть еще время принять защитные меры, вплоть до того, что поврежденная клетка может «заснуть» и переждать лихую годину, то при войне на два фронта приговор приводится в исполнение мгновенно. Одновременно фактор роста нервов мобилизуется, чтобы защитить здоровые клетки от химиопрепаратов, и ученые показали, как эта «школа выживания» работает. 

Все эти находки физиологи защитили десятком патентов и рассчитывают, что к предложенным методикам и способам проявят интерес не только коллеги-ученые, но и отечественная медицина. Пока же о доклинических и клинических испытаниях научной разработки речь не идет. Врачи осторожничают.

Тем не менее для медицины практическая польза от проведенных исследований уже весьма ощутима, и выросла она из рядовой, как посчитали в свое время физиологи, технологии, которую они предложили, чтобы облегчить себе проведение опытов. Дело в том, что химиопрепараты, используемые для подавления опухолевых клеток, даже при одних и тех же злокачественных новообразованиях, по-разному действуют на разных людей. Одному больше подходит одно лекарство, другому — другое. Но терапия всем назначается по стандартному протоколу. Противоопухолевые препараты пробуют по очереди, и пока выяснится, какой из них предпочтительней в конкретном случае, время, особенно при скоротечных формах рака, бывает упущено. 

Физиологи же, чтобы соблюсти чистоту эксперимента и ускорить поиск нужного химиопрепарата, предварительно начали проверять действие лекарства на культурах клеток, которые брались из опухолей пациентов во время хирургической операции. Для этого разработали специальные методики и средства объективного контроля. В итоге, поскольку на культурах клеток одновременно проверялись сразу все препараты, а экспресс-методика тестирования требовала всего лишь двое-трое суток, отбор нужного средства ускорился в разы. Более того, появилась возможность расширить перечень используемых противоопухолевых препаратов.

Вот это как раз и заинтересовало медиков. И сегодня такой персонифицированный подход к организации химиотерапии получает все большее распространение в клиниках страны. 

pat_50@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter