Пригонное право

Автоперегонщики стали риелторами и устроителями шоп-туров

Перегонщики машин переквалифицировались в риелторов, торговцев запчастями и устроителей шоп-туров

Приграничье породило особую профессию — перегонщик автомобилей. И в свое время она оказывала, пожалуй, определяющее влияние не только на наш авторынок, но и тех стран, откуда прибывали авто. Эти люди и сегодня поставляют подержанные машины из Западной Европы. Однако уравнивание пошлин в странах Таможенного союза три года назад, дав старт автолихорадке, фактически свело на нет некогда доходный, раскрученный бизнес. Корреспондент «Р» выяснял, оклемались ли перегонщики после роста растаможки и стоит ли вообще сегодня покупать «ласточку» за границей.

Минимум — 1000 долларов в неделю

То, что 2011-й станет для перегонщиков лебединой песней, было ясно еще за полтора года до введения новых таможенных пошлин. В СМИ только стали появляться первые сообщения о новой растаможке, а на автомобильном рынке уже царило оживление, какого страна раньше не знала никогда.

Таможенники подсчитали: через пункты пропуска только Брестской области с июля 2011-го по июнь 2012-го ввезли чуть более 9 тысяч автомобилей. А вот за год, предшествующий повышению растаможки, на Брестчину пригнали сразу 80 тысяч машин.

Девятикратное падение объемов — таким был удар по бизнесу перегонщиков. Удар, можно сказать, наповал: с середины 2012-го за год объем ввезенных в область автомобилей вырос только до 22,4 тысячи. Да и за весь минувший год, по информации ГК «Интеллект», во всей стране продано чуть больше 26 тысяч новых автомобилей.

Перегонщик Иван Семенюк (имя изменено) из Бреста, один из счастливчиков, поймавших в 2011-м волну, связывает нынешнее затишье на нашем авторынке с несколькими причинами. По его словам, сейчас запросы белорусов в основном удовлетворены: три года назад многие пригоняли по две-три добротные машины с надеждой, что их хватит на ближайшие пять-десять лет. Кредиты тогда были доступнее, топливо дешевле, а значит, покупка машины не выливалась в серьезные затраты.

— За год-полтора до подорожания растаможки я мог пригнать за одну неделю машин пять. После — от силы пять в месяц, — рассказывает Иван. — Раньше с понедельника по пятницу проводил время в дороге, в выходные — сплошные встречи с клиентами, не было даже времени нормально выспаться. Сейчас дела — из рук вон: хорошо, если за месяц поступит два заказа. Понятно, что много на этом уже не заработаешь. Короче говоря, перегон из основного источника дохода превратился в подработку от случая к случаю.

По словам «гонялы», во время автобума тысяча долларов заработка в неделю была минимумом. Сегодня такую сумму можно получить за привоз авто с объемом двигателя больше двух литров. За машинки поменьше дают примерно 600 у.е. Но даже такие сделки — редкость. Ведь «льготная» пошлина на ввоз большого автомобиля возрастом от 3 до 5 лет нередко достигает трети его стоимости.

Машина начинается с «вешалки»

— Пару недель назад я пригнал внедорожник из Германии, — говорит Иван. — Про объем двигателя и марку сказать не могу. Но там он стоил 30 тысяч евро, а здесь с растаможкой — 41 000. Разумеется, такие заказы бывают крайне редко. В основном ходовые модели теперь с объемом от 1 до 1,4 литра.

Такие автомобили перегонщики чаще всего «вешают» на себя или близких, а потом самостоятельно перепродают. Если же свободной «вешалки» (так называют людей с визой в страны ЕС, которые в текущем году ни разу не пригоняли автомобиль в Беларусь) не находится, покупатель ищет ее самостоятельно. Своеобразная «база вешалок» есть и у самих перегонщиков — схема отработана давно. Но в этом случае клиенту придется расстаться еще с сотней-другой долларов за услугу.

— В общем, тех объемов, что были раньше, уже, конечно, нет, — подытоживает Иван. — Но, поверьте, никто из вкусивших этого нелегкого хлеба на обычную работу не устроился. Все те же «гонялы» теперь перепродают что-то из автомобилей на авторынках. Кто-то занимается доставкой товаров из Польши под заказ. Другие возят запчасти для машин. Многие на заработанные в тот год деньги обзавелись 3—4 квартирами и теперь сдают их в аренду.

Сельский детектив

Однако не все перегонщики согласились с новыми правилами игры. Чем дальше в прошлое уходил автомобильный бум, тем больше рождалось «серых» схем поставки машин. Никому и в голову не могло прийти, что Декрет № 6 Президента станет одной из лазеек для беспошлинного ввоза машин в страну. Согласно документу зарегистрированные в сельской местности предприниматели могли ввезти транспортное средство как часть уставного капитала без растаможки.

По информации специалиста КГК Брестской области Владимира Белоусова, такой возможностью на Брестчине воспользовались 677 юрлиц. Они ввезли в страну 1471 автомобиль.

Тогда не обратили внимания на то, что более половины из них зарегистрировались сразу после принятия декрета. А располагались такие фирмы, как правило, в окрестностях крупных городов — Бреста, Барановичей и Пинска.

Позже выяснилось: из 76 обследованных 57 юрлиц в сельской местности не располагаются. Только 8 из них имели собственные производственные площади. А одна из таких фирм даже умудрилась снять «офис» площадью… 3,3 «квадрата»!

— Стоит ли говорить, что далеко не все на момент ввоза автомобилей имели документы на право собственности или аренды помещений? Некоторые здания по указанным в регистрационных документах адресам к моменту проверки и вовсе перестали существовать, — рассказывает Владимир Белоусов.

Вовремя принятые Госконтролем поправки в законодательство остановили этот нелегальный поток. Отныне предприниматели должны вести в сельской местности деятельность не менее пяти лет, а не просто быть там зарегистрированными.

Номера битые и перебитые

Впрочем, изменения в декрете никоим образом не повлияли на другую схему, которая по сей день активно практикуется в регионах, близких к странам ЕС. Иностранные граждане оформляют так называемый временный ввоз в страны Таможенного союза. По закону пошлина в этом случае уплачивается только после передачи автомобиля другому лицу. То есть по факту реализации. Но это не мешает продавать такие машины без обязательной выплаты: автомобиль с перебитыми номерами просто растворяется на просторах ТС. В Брестской таможне объясняют: сам факт подобной передачи — уже нарушение, причем ответственность за нее несут оба участника сделки.

Брестский перегонщик Антон Куницкий (имя изменено) в своей практике нередко совмещал временный ввоз еще с одной схемой.

— На кузове временно ввезенного автомобиля после прибытия из-за границы просто перебивались номера, — говорит он. — Но взятые не из головы, а с тех аналогичных машин, которые после ДТП или пожара пришли в негодность. Такие документы можно купить, и тогда временно ввезенный автомобиль становится полностью легальным. Чаще всего эти машины продаются в Россию, где проверить что-либо по белорусским базам сложно. Кое-кого из моих знакомых за это оштрафовали на огромные деньги, и я «ушел в тень».

Но если этот вариант еще предполагает более-менее успешный исход махинации, то простое перевешивание регистрационных знаков при выезде на старой машине и въезде на новой — попытка, что называется, «на дурачка». Впрочем, говорят таможенники, есть и такие. Однако мало кому удается скрыться от зоркого взгляда специалистов. У них глаз на идентификационные номера набит.

Пригон не стоит свеч

Тем, кто сегодня хочет приобрести автомобиль легально и немного дешевле, с созданием ТС открыт рынок России. Новым направлением не преминули воспользоваться некоторые юрлица.

Сегодня можно найти компании, которые доставляют новые авто из российских салонов по более низким (в сравнении с белорусскими) ценам. Простое сравнение предложений официального дилера «Volkswagen» и минской фирмы, которая занимается доставкой машин со складов российских официальных дилеров, показало: на новом «Гольфе-7» можно сэкономить около 7 тысяч долларов США. Откуда такая разница? Консультант фирмы Александр объясняет: все дело в прямой поставке со склада. Клиенту остается лишь заплатить 1 миллион рублей, и через неделю он может садиться в новое авто. Правда, фирма работает по полной предоплате, что может вызвать сомнения.

Куда больший риск — поехать сегодня в Россию за машиной самостоятельно. Отменой таможенных пошлин на ввоз авто из РФ в ноябре прошлого года решил воспользоваться предприниматель Андрей Уваров из Бреста (имя изменено). Он приобрел в Москве неплохой «рено» и сэкономил при этом 4 тысячи долларов. Брестчанин признается: впечатлений от поездки ему хватит надолго.

— Не спорю, есть в России добросовестные продавцы, но их еще меньше, чем в Литве. Больше тех, кто норовит так или иначе «кинуть» покупателя на деньги, — говорит Андрей. — До поездки я читал кое-какие форумы и советы, но мне и в голову не приходило, что обман достигает таких масштабов. Продавцы искажают сведения в документах, свидетельствах транспортного средства, договоры купли-продажи могут заключаться на других лиц, машина может быть не снята с учета, может отсутствовать разрешение на вывоз. Там в два счета перебивают номера, продают «распил» и «остовы» под видом белорусских и казахстанских автомобилей с поддельными номерами этих стран. К счастью, я заранее подготовился и с ходу видел обман. Поэтому и получилось купить сравнительно нормальную машину. Но, думаю, так везет не всем, ведь «левых» авто на российских рынках десятки тысяч.

Впрочем, самостоятельные поездки в Россию, равно как и пригон подержанных авто с востока, популярностью, как оказалось, не пользуются. Сегодня белорусы по привычке отдают предпочтение иностранным брендам вроде «Renault», «Volkswagen», «KIA», «Hyundai», «Chevrolet», «Nissan» и «Skoda». Однако и дилерам пришлось переориентироваться на авто, собранные в России. Именно эти компании сегодня правят бал на нашем рынке, и самый жирный кусок пирога — в их тарелке. Шутка ли: за цену растаможки пригнанного автомобиля западной сборки можно купить бюджетную модель в салоне. Так стоит ли пригон того?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter