Пригодится — воды напиться

Проблема качества питьевой воды — одна из самых актуальных в нашей повседневной жизни. А чистота воды в колодцах — особая статья этой проблемы Чистая вода — главный источник жизни. Это люди понимали еще в далекой древности и поклонялись чистым родникам и ручьям, создавали колодцы, чтимые всеми, кто жил рядом и пользовался водой. С древнейших времен колодцам народ приписывал разных свойств магическую силу. Бытовало поверье, что “глаз воды”, исполнив желание человека, дает ему возможность заглянуть в собственное будущее. В славянском фольклоре считалось доброй приметой встретить девушку, идущую к колодцу; а сами девушки гадали на суженого-ряженого по зимней колодезной воде с ледяшками...

По мнению ученых-исследователей, первые колодцы (как определяет их суть недавно изданный энциклопедический справочник “Народная культура Беларусі”, — гидротехническое сооружение в виде квадратной либо круглой в плане шахты для добычи грунтовых вод) появились в местах развития древнейших цивилизаций в период их расцвета и стали условием этого расцвета. Проведенные археологические раскопки свидетельствуют о наличии колодцев в древних цивилизациях Ассирии, Вавилона и Египта. Наиболее типичный вид колодца для Беларуси, существовавший повсеместно до недавнего времени, — с деревянным срубом и непременным подъемником-”журавлем”. На западе Полесья делали, правда, не деревянный сруб, а “кадаўб” — выдолбленную из дубового ствола трубу диаметром 75—80 см. Начиная с 20-х годов прошлого века на смену дереву и “журавлям” стали приходить цемент и коловорот, над колодцами появились двускатные (четырех-, шестискатные или цилиндрические, увенчанные конусом — в зависимости от региона) “стрэшкі”. Именно такие колодцы во всем их разнообразии (а тут еще и полет фантазии хозяев) можно наблюдать по всей стране и сегодня.
Наши далекие предки знали свой секрет строительства колодцев. Чтобы отыскать грунтовые воды, в старину комок обезжиренной, промытой в мыльном растворе и высушенной шерсти в устойчивую сухую погоду укладывали на расчищенную землю, сверху — свежее яйцо. Накрывали все это дерном, затем — горшком или сковородкой. Утром, после восхода солнца, раскрывали. Если шерсть и яйцо были в росе, значит, вода близко, если яйцо сухое, а шерсть с росой — вода глубоко, а если и шерсть, и яйцо сухие — воды вовсе нет.
На вкус и цвет вариантов нет
С тех пор воды утекло немало. Современные технологии позволяют безошибочно определить, где копать нужно. Копают сегодня, правда, все реже: вода бежит преимущественно по трубам. И не только в городе. Есть, однако, еще немало деревень, где колодец — единственный источник живительной влаги. Есть и сельчан немало, которые даже при наличии водопровода предпочитают все-таки водичку с родного подворья, потому что “своя” — вкуснее.
Как утверждают специалисты областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, до 70 процентов жителей городов и весей Брестчины используют воду из источников нецентрализованного водоснабжения. В сельской местности это главным образом шахтные колодцы, которых ни много ни мало — почти 160 тысяч штук (только около 360 из них — общественные).
Известная поговорка “на вкус и цвет товарища нет” не срабатывает, когда речь идет о вкусе и цвете воды. Эти категории, выраженные множеством нормативных цифр, бдительно отслеживает санитарная служба областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. За прошлый год ею отобрано 3,5 тысячи проб по химическим и микробиологическим показателям, из них 1,6 тысячи оказались нестандартными.
— Решающее влияние на качество колодезной воды, и особенно ее бактериальный состав, имеют не столько природные факторы, сколько месторасположение объекта, проводимые санитарно-технические мероприятия, а также хозяйственная и бытовая деятельность человека, — рассказывает заведующая отделением коммунальной гигиены Елена Подушкина. — По данным нашего центра, в области 30 процентов всех колодцев полностью неблагоустроены, остальные 70 благоустроены лишь частично. Зачастую они расположены на хозяйственной части усадеб в непосредственной близости от мест содержания скота, сараев, огородных участков, а это повышенный риск загрязнения грунтовых вод, при том, что имеет место главный недостаток в содержании колодцев — отсутствие отмостка и глиняного “замка”, навеса или крыши, закрывающей оголовок. За прошлый год очищено и продезинфицировано 7,7 тысячи колодцев. Качество воды по микробиологическим показателям несколько улучшилось. Правда, норма — проводить очистку не реже одного раза в год — выдерживается далеко не всегда. Здесь большая проблема...
Ну, за чистоту?!
Для моего деда Владимира Ивановича чистка колодца была настоящим ритуалом. Он доставал спецоснастку, которая всегда хранилась в строго определенном месте и использовалась  исключительно по назначению, — ведра, лопату, лестницу, веревку со специальным поясом, метлу из березовых прутьев. Спускаться на дно не доверял никому: сын и племянник помогали снаружи. Когда работа была завершена, все садились за стол отмечать этот маленький семейный праздник.
Так было всегда, так было всюду на селе. Сегодня же здесь, известное дело, силы преимущественно стариковские. И хотелось бы собственноручно о родном поильце позаботиться, да возраст не пускает. Об этом написала журналистам и жительница одной из деревень Брестского района: “В нашей деревне нет водопровода. И все пользуются водой из колодцев. Очистка — очень сложная работа, пожилым и одиноким людям самим никак тут не справиться, а договориться с кем-то тоже проблематично. Некоторые колодцы лет по 20 уже не приводились в порядок. Очень многие люди сейчас, по весне, воспользовались бы такой услугой. Хотелось бы знать, есть ли в нашем районе специальная служба”. Оказалось — специальной службы нет.
Необходимость создания подобных подразделений в каждом районе прописана одним из пунктов резолюции дня специалиста, проведенного республиканской санитарной службой еще в июле 2004 года. Установка пошла на места. В районах вопросы рассмотрены. А что на практике? Проблемой худо-бедно занимаются преимущественно сельсоветы.
“Требуется специалист по очистке колодцев”...
Когда ветеран Великой Отечественной войны обратился с колодезной проблемой в Лыщицкое ЖКХ Брестского района, директор, дабы уважить заслуженного человека, на свой страх и риск нанял работника из областного центра, заплатил ему и тем снял вопрос. Нас, говорит, спасает то, что все-таки основная масса населения пользуется водопроводом.
Вышеприведенное письмо стало поводом для более предметного и тщательного изучения вопроса. Результаты поисков специалистами райисполкома опыта работы не только в области, но даже в масштабах страны большого удовлетворения не принесли. Если мы официально посылаем человека выполнять определенные функциональные обязанности, он прежде всего должен пройти обучение, сдать экзамены, расписаться в журнале техники безопасности, выполнить работу и получить зарплату, а не какую-то мзду, отмечает начальник отдела архитектуры, строительства и ЖКХ Брестского райисполкома Александр Андросюк. Вот и получается, что в республике такая услуга официально не оказывается.
Впрочем, единственный прецедент был. Правда, в другой структуре — бытовке. Как новый вид чистка шахтных колодцев появилась в
минувшем году в Барановичском РКБО. О приеме на работу дали объявление в местную газету, центр занятости — набрали бригаду в составе двух человек с опытом работы и специальностью строителей. Успели за сезон, правда, немного: очистили пять колодцев. В нынешнем уже есть одна заявка. Вот только бригады пока нет: прошлая, отработав свой срок, уволилась, следующую набирать не торопятся. После прецедента, который чуть не привел работника к травме, новый директор Вячеслав Амбарцумян уверен: в обязательном порядке это должны быть подготовленные специалисты, строго соблюдающие технику безопасности. И, конечно же, чтобы держать специалиста, должны быть предусмотрены определенные финансы. В убытках оставаться не хотят, поэтому проводят маркетинговые исследования. Что услуга в районе востребована, директор уже успел убедиться, поездив по хозяйствам, встречаясь с председателями, к которым часто с этим вопросом обращаются люди.
—Такая мобильная служба в обязательном порядке должна быть на уровне района и поддерживаться бюджетом, — считает Ярослав Валинский. Два года назад, будучи председателем Пелищенского сельисполкома в Каменецком районе, он добросовестно взялся выполнять предписание санстанции в плане соответствия качества колодезной воды и самих колодцев установленным нормам. В деревне Березняки, где микробиологический анализ был не совсем в порядке, работу решил провести централизованно. У людей одолжил инструментарий, договорился с работниками из местных, которые дело в общих чертах знали.
— В принципе сложного здесь ничего нет, — продолжает Валинский. — Просто нужно захотеть — организовать людей, доставку. На это мы использовали средства сельисполкома. Справиться же может любой мало-мальски умеющий держать лопату и не боящийся спуститься в колодец. А механизм известный: вычерпать воду, вычистить, продезинфицировать, сделать навес и обложить колодец глиной вокруг, чтобы сточные воды не попадали.
— Однако и не из легких работенка, — добавляет труженик колодезной бригады Люциан Жук. — Воду, муть, грязь поднимаем ведрами при помощи лебедки, которую крепим на краю колодца. Обязательно двое страхуют того, кто на глубине работает: вдруг до водоносной жилы докопается и хлынет фонтан... Подстраховка — первейшее дело, поэтому и неприятных случаев у нас, тьфу-тьфу, не было...
Насос нынче дорог
Вопрос подготовки специальных кадров прорабатывается в областном управлении ЖКХ. А еще просчитывается финансовая сторона использования современной технологии откачки воды и грязи: есть для этого специальные насосы. Стоит ли брать их на вооружение — пребывают пока в сомнениях: техника дорогостоящая, придется ли по карману такая услуга сельскому жителю?
А пока о своих усадебных источниках народ заботится преимущественно частным порядком: советуют люди друг другу умельцев-колодезников; впрочем, в некоторых районах и служба МЧС готова выручить — час работы машины со спецоборудованием обходится не меньше полста тысяч рублей, если расстояние в пределах пяти километров, а там — что называется, из расчета.

 Комментарий Министерства ЖКХ

Заместитель начальника управления коммунального хозяйства и экологии Анатолий ШАГУН:
— Возможность обучения кадров для очистки колодцев, можно сказать, сегодня имеется на местах, в организациях ЖКХ. Ведь наши специалисты водопроводно-канализационного хозяйства тоже подготовлены по вопросам техники безопасности и охраны труда. А тут правила, по большому счету, сильно не отличаются, в канализационном колодце даже намного сложнее работать. Сам по себе вопрос организации таких бригад — решаемый. Основная проблема — востребованность услуги: людей ЖКХ берет на работу, платит им зарплату и т.д. В принципе услуга, конечно, востребована, но будут ли заявки в достаточном количестве, чтобы служба стала рентабельной — неизвестно. Возможно, ее стоит отнести в разряд планово убыточных, как, скажем, банное обслуживание населения, особенно на селе, как и отопление, и централизованное водообеспечение. Этот вопрос нужно досконально изучить.

Кто заботится о в наших колодцах?

Людмила ИВАНОВА, председатель Крынковского сельсовета Лиозненского района:
— Ежегодно поступают заявки от населения почистить колодцы. Я подыскиваю рабочих, иногда нанимаются безработные. В прошлом году сельсовет оплатил чистку девяти колодцев. В этом поступили уже заявки почистить два колодца. Мы помогаем старикам, которые сами не в силах почистить свой колодец. Используем средства, запланированные на благоустройство. В этом году готовимся передать колодцы на обслуживание жилищно-коммунальному хозяйству.
Василий МОЛОТОК, начальник участка водоснабжения Ветринского УПП ЖКХ Полоцкого района:
— Сам я 35 лет живу в Фариново, у меня в доме водопровод, но люблю брать воду из колодца. Хотя до него метров 70, там вода вкуснее. Каждый год люди его чистят сами.
Казимир БАНЦЕВИЧ, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Гродненского облисполкома:
— 98 процентов домов на селе — частные, соответственно и  колодцы, которые находятся в частном дворе, не обслуживаются ЖКХ. Жители сами должны их чистить. На балансе ЖКХ находятся только шахтные колодцы, расположенные в городе. Если выявляется плохое качество воды,  хозяин колодца сообщает об этом в письменном заявлении. В некоторых случаях колодцы заменяем  на колонки, но в основном  мы   идем по пути развития  сети  водопроводов, и шахтные колодцы в городе закрываются.
Светлана КРУПИЦА, жительница д.Демьяновцы Дятловского района:
У нас во дворе сохранился еще прабабушкин деревянный  колодец, которому, наверное, лет сто. Это единственный  в деревне колодец с “журавлем”. Удивительно, но  он  полон, и вода здесь чистая, вкусная. До недавнего времени мы пользовались колодцем, который сами регулярно чистили. Особенно хвалили нашу воду горожане, которые приезжают в гости. Но сейчас, правда, воду используем только для поливки огорода, пить опасаемся.
Алексей РЫБАКОВ, председатель Комсеничского сельсовета Круглянского района:
— В четырнадцати деревнях сельсовета люди пользуются водой из 72 колодцев шахтного типа. На качество ее не жалуются. Да и районная санстанция ведет систематический контроль, проверяя потребительские и санитарно-гигиенические качества воды не менее двух раз в год.
Очистку колодцев сельсовет организует по мере поступления заявок от сельчан. В минувшем году, например, таких обращений было четырнадцать, и все они выполнены. Более того, на окраине Комсеничей пожаловались старики, что не по силам им стало ходить за водой — далековато. Проблему разрешили тем, что выкопали им колодец поближе.
Конечно, водопровод — современно и удобно. Но колодезная вода, считают сельчане, лучше.

Чистые глаза воды

Понимая, что одной публикацией в газете можно только обозначить проблему, но не решить ее, “НГ” приглашает к заинтересованному диалогу своих читателей — и специалистов, и собственно потребителей колодезной воды. Как сделать “глаза воды” чище и безопаснее для тех, кто эту воду пьет? Поделитесь своими мыслями на эту тему и собственным опытом (уверены, что на местах такой опыт уже наработан). У вас возникли сомнения в качестве воды в вашем колодце? Пишите на адрес “НГ” — специалисты на них ответят. Вы не можете почистить колодец, а местная власть разводит руками: нет специалистов? И этим поделитесь с “НГ” — мы постараемся вам помочь. Решить насущную проблему можно только сообща, и “Народная газета” готова взять на себя работу координатора, “штаба” борьбы за чистую воду в наших колодцах.
Пишите нам на адрес редакции с пометкой “Чистые глаза воды”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter