Приглашение в рабочий класс

Как вернуть престиж рабочим профессиям

Стало доброй традицией — в День знаний Президент посещает одну из школ страны. Но вчера он приехал в Минский автомеханический колледж.

фото белта

Выбор не случаен. В век современных скоростей и информационных технологий жизнь меняется стремительно. Конкуренция на рынках становится все жестче. В ногу со временем должна шагать и система образования, ориентируясь на потребности экономики. Если еще вчера в моде были вузовские корочки менеджеров, правоведов и экономистов, то сегодня в цене рабочие специальности. На высокотехнологичных предприятиях такие кадры нынче на вес золота. Не зря все–таки в нашей стране, на зависть всем соседям и не только, сохранили систему профессионально–технического образования. Теперь надо двигаться дальше и совершенствовать то, что имеем. Об этом много говорили на Республиканском педсовете. А вчера разговор с участием Президента продолжился уже в практической плоскости. Корреспондент «СБ» побывал на мероприятии и узнал, почему обучение в колледже становится престижнее иного вузовского и что думают о молодых выпускниках их коллеги–старожилы с Минского автозавода.

Минский автомеханический колледж расположен буквально через дорогу от МАЗа. Его недаром называют кузницей кадров автогиганта. Среди выпускников — бывший первый секретарь ЦК КПБ Николай Слюньков и Герой Беларуси конструктор Михаил Высоцкий. В этом году в колледж поступили около 400 учащихся. Самые востребованные специальности — «Техническая эксплуатация автомобилей» и «Автосервис». Конкурс от двух до трех человек на место. Но еще больше меня удивило присутствие на торжественной линейке среди первокурсников трех хрупких девушек. Чем же заманила их совсем не женская профессия автомеханика?

— Мне с детства нравилось изучать, что и как работает в автомобиле. Часто помогала отцу менять колеса, масло, даже чинить двигатель, — с гордостью рассказывала первокурсница Анна Дебелюк.

Видимо, заметив некоторое сомнение в моих глазах, она выпалила:

— Да–да, вы что думаете, я не знаю, какие бывают детали? Подшипники, карбюратор, амортизаторы, радиатор.

Она так бойко все это перечисляла, что мне уже захотелось поставить ей зачет, как минимум за первый семестр. Побеседовав с другими ребятами, понял, что все они пришли в колледж абсолютно осознанно. Некоторые мечтают даже открыть потом свой бизнес. О росте популярности профессионального образования среди молодежи говорил и Президент:

— Ежегодно более трети выпускников школ выбирают лицеи и колледжи в качестве первой ступени профессионального, карьерного роста. Главный ресурс любого предприятия — это не оборудование, каким бы современным и высокотехнологичным оно ни было. Главный ресурс — это люди. Рабочий–профессионал никогда не останется без дела. Он будет востребован всегда. И спрос на таких специалистов постоянно растет. Причем нам нужны не просто «рабочие руки», а мастера своего дела, которые будут сами создавать детали, узлы, механизмы — конкурентоспособные товары завтрашнего дня.

В качестве примера Президент сослался на новый комбайн «Полесье», протестированный им лично на уборке зерновых. Хорошая машина, ничем не уступает импортной. Но нам надо, чтобы она не просто не уступала, а превосходила технику конкурентов. Мы умеем и должны создать не только суперкомбайн, но и супергрузовик, трактор и даже электромобиль. Идеи и наработки у конструкторов есть. Для их практического воплощения нужны квалифицированные рабочие.

В этом смысле автомеханический колледж, наверное, мог бы дать фору любому техническому вузу. Здесь есть новейшие лаборатории, автодром, даже собственная станция техобслуживания. Но главная гордость — ресурсный центр по обучению кадров в сфере техобслуживания и ремонта автомобилей. В нем собраны самые современные технологии и оборудование. Недаром сюда приезжают на обучение студенты БНТУ и даже работники транспортных предприятий для повышения квалификации. Подобных практических центров становится все больше и в других колледжах. А интерес к нашему опыту профтехобразования уже проявляют партнеры из России, Польши, Казахстана, Туркменистана, Эквадора и других стран.

И еще один любопытный факт. До 40 процентов выпускников колледжа приходят работать на МАЗ. Генеральный директор предприятия Дмитрий Катеринич дал весьма лестную оценку их подготовленности:

— Я очень доволен. Ко мне приходят готовые специалисты. Даже рабочие с большим стажем и опытом относятся к ним с уважением.

Еще бы! В стране еще даже не начали производство электромобиля, а в лаборатории колледжа уже установили его модель в разрезе. Президент подробно знакомился с техническими характеристиками электрокара, интересовался его преимуществами. Заведующий лабораторией Олег Царук уверен: будущее за электромобилями. Они надежны, безопасны, экологичны, дешевле в эксплуатации и экономичны.

— Что ж, ты убедил меня в том, что мы должны сделать свой хороший электромобиль, — похлопал по плечу мастера Александр Лукашенко. И тут же прозвучало поручение привлечь к этому проекту лучших преподавателей колледжа.

konon@sb.by

Версия для печати
Сафонов Анатолий
Сейчас, когда некоторым выпускникам предлагаешь поступать в педагогические ВУЗы, они воспринимают это как оскорбление... Раньше туда ли лучшие. Забудьте. Самое страшное будет впереди, когда наконец, государство повысит заработную плату учителям, произойдет обратное, люди будут ходить и возмущаться, что люди с таким низким уровнем знаний и профессионализмом, получают такие деньги?! Именно к тому времени наши школы заполонят те, которые поступили в ВУЗы с самыми низкими баллами и с еще более низкими их закончили... Уже сейчас молоды учителя стоят с решебниками у доски и "объясняют" детям решение задач, уже сейчас языковеды делают по 3-4 ошибки в предложении... и к тому времени они будут получать высокую зарплату?!
P.S.
Уже сейчас во многих регионах, к началу учебного года остались незакрытые места. Учителей катастрофически не хватает. Надолго ли хватит пенсионеров при такой нагрузке  20 часов в неделю!?
Иван г.Кричев
Сейчас проблемой становится нехватка учеников в профессионально- технических учебных заведениях,как раз в Кричеве
подобное и наблюдается. И проблема не в обучении, а в трудоустройстве после этого. Конечно по распределению
отправляют на работу и механизаторов и водителей и других молодых специалистов, но никто не желает работать за бесценок за минималку, которая стала нормой в нашем районе. Вот главный фактор по которому и формируется престиж
рабочих профессий.
Валентина, 99
Рабочие на заводе и фабрики, механизаторы и доярки должны получать больше продавцов на рынках или в магазине!  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?