«Приезжайте всегда!»

Вице–мэр Белостока рассуждает о наших общих ценностях

Вице–мэр Белостока рассуждает о наших общих ценностях


«Собираясь в Белосток, о языковом барьере я даже не думала. Как–никак, еду в главный центр национального белорусского меньшинства в Польше... Однако подруги, в свое время активно изучавшие самый восточный польский город с точки зрения шоппинга, сильно усомнились в успешности моего намерения без знания польского погрузиться в местную жизнь, не ограничиваясь ассортиментом здешних магазинов. Мол, нашу «мову» там теперь понимают единицы, так что осмотр достопримечательностей без проводника может оказаться затруднительным...


Тем не менее едва ступив на перрон белостокского вокзала, я поняла, что меня ждали. К нашим соотечественникам здесь по–прежнему относятся очень доброжелательно, хотя по–белорусски в Белостоке действительно уже почти никто не разговаривает. Однако первые же попытки заговорить с прохожими на родном для меня языке убедили, что волноваться не о чем. О своих белорусских корнях Белосток помнит, объясниться с местным населением тут можно без труда как по–белорусски, так и по–русски. А если повезет — даже узнать несколько любопытных семейных историй, в которых изощренно переплелась история Польши и Беларуси. Признав во мне белоруску, люди, которых я видела первый раз в жизни, спешили рассказать о себе и своих белорусских родственниках, звали в гости... Наверняка этот визит в Белосток был не последним — мне точно захочется вернуться сюда еще не раз. И поводов для этого, как я поняла из нашего разговора с вице–мэром города Александром Сосной (к слову, тоже белорусом), будет еще немало.


— Официально, по данным последней переписи населения, в Польше сегодня живет почти 50 тысяч белорусов, причем в основном на Белосточчине. Наверняка вы, Александр Григорьевич, можете назвать другие — неофициальные — цифры?


— По сути, это те 50 тысяч, которые открыто признали, что они не поляки. Но определить количество белорусов в Польше можно и по–другому. Поляк — он, как правило, католик. Православный же — это почти всегда белорус, русский или украинец. Если учесть, что в Польше сейчас примерно 400 тысяч православных, только по самым грубым подсчетам выходит, что белорусов здесь — не менее 130 тысяч... То есть мы тут всегда «былi, ёсць и будзем».


Однако если мои родители учились в белорусскоязычных школах, то в лицее, который оканчивал я, преподавали уже только польский и русский языки. Поэтому по–белорусски я разговариваю с трудом, хотя прекрасно его понимаю. Но когда кто–то утверждает, что разговаривать по–русски или по–белорусски в Польше считается дурным тоном, это полнейший абсурд. Просто послевоенное поколение выросло в других условиях, но это не мешает многим из нас осознавать себя белорусами.


— Знаете, в Белостоке как–то по–особому чувствуется, что Беларусь и Польша — не просто соседи...


— Ну, в конце концов, у нас общие славянские корни. Вдобавок мы привыкли, что от Белостока до Беларуси, как у вас говорят, рукой подать. Вчера, например, мой друг ездил в Гродно, так я попросил его привезти мне буханку обычного черного хлеба (их еще «кирпичами» называют) — очень люблю белорусский хлеб... А на днях пересмотрел фильм, который создавался для нынешнего конгресса эсперантистов в Роттердаме (кстати, в следующем году Всемирный конгресс эсперанто будет проходить у нас, приезжайте обязательно!). Там мы пытались показать современный Белосток, город XXI века, где всегда бок о бок мирно сосуществовали поляки, белорусы, евреи, русские, немцы, французы, — ничего удивительного, что именно здесь родился Людвик Заменгоф, придумавший универсальный язык эсперанто... Так вот, завершается фильм белорусской песней в исполнении нашего знаменитого фольклорного ансамбля из деревни Орешково. То есть мы гордимся своими белорусами, понимаете? И если кто–то хочет учить своих детей «беларускай мове», это уже не представляет большого труда. В гражданских школах Белостока есть белорусскоязычные классы, а в сентябре прошлого года у нас открылась первая негосударственная православная школа с изучением белорусского языка. По случаю хочу еще раз поблагодарить белорусское посольство и генеральное консульство за постоянную помощь этой школе — в конце учебного года, например, Беларусь подарила ученикам новые книги и народные костюмы...


— Совсем недавно в Белостоке открылся и первый Белорусский культурный центр в Польше...


— Знаете, я радуюсь этому одновременно и как белорус, и как вице–мэр. Ведь такой центр мог появиться и в Варшаве... Но здесь он уже одним фактом своего существования свидетельствует: мы есть. То есть белорусы в Польше не забывают о своих корнях, стремятся жить одной семьей со своими такими родными соседями. Ведь и в Гродно живут по преимуществу те же поляки и белорусы — ну что нам делить? Конечно, я понимаю, что есть политика на высоком уровне, но для обмена выставками, концертами, спортивными или музыкальными коллективами не нужна политика! Достаточно одного желания пригласить друзей в гости...


— Кстати, о гостях. Прошли времена, когда белорусы рвались в Белосток за дефицитным товаром, а ждут ли здесь белорусских туристов?


— Для туристов Белосток скорее транзитный город — все–таки достопримечательностей у нас не так много, как, скажем, в Варшаве. Но переночевать, отдохнуть или провести тут выходные, на мой взгляд, можно с большим удовольствием. Будь процесс получения визы попроще, думаю, у белорусов наш город мог бы стать популярным местом для уик–энда — до Гродно ведь всего–то 70 километров... Приезжайте к нам на Дни Белостока летом, это целых две недели, и каждый день — большие концерты на главной городской площади. Приезжайте на Рождество, приезжайте всегда!.. Вообще–то еще недавно праздники у нас отмечались камерно и Белосток считался самым безопасным городом Польши. Был единственный супермаркет, никаких ресторанчиков в центре города, только в новогоднюю ночь епископ и мэр города поднимали возле костела бокалы с шампанским, благодарили горожан за поддержку в прошлом году — и после этого все дружно расходились по домам. Теперь городские власти видят Белосток иным — повсюду открываются небольшие кафе, концертные площадки, уютные театры, строятся новые супермаркеты, молодежь по вечерам уже не сидит дома, а гуляет по улицам... При этом, как и раньше, наш город сохраняет репутацию самого безопасного в Польше.


— И еще мне здесь успели рассказать о необычном хобби вице–мэра — коллекционировании старинных открыток. «СБ. Беларусь сегодня», к большому удовольствию читателей, уже несколько лет сотрудничает с известным минским филокартистом Владимиром Лиходедовым. А где можно увидеть ваши раритеты?


— Да, мы знакомы с Володей, знаю, что недавно он издал еще одну замечательную книгу с иллюстрациями из своей коллекции... Мое собрание открыток в несколько раз меньше — всего полторы тысячи. И я собираю только изображения русских православных храмов, которые когда–то украшали белорусские города и местечки на территории Польши. Но точно так же, как и Лиходедову, мне хочется, чтобы мои открытки были действующими, — для этого я создал сайт www.chram.com.pl, передал 125 открыток для постоянной экспозиции в Супрасльскую академию, а в скором времени планирую вместе со своим московским другом издать книгу «Православные храмы в Польше 1815 — 1915 годов». Полагаю, и в Беларуси немало людей, которым интересны наши исчезнувшие реликвии.


— Безусловно. Пять лет назад наша газета писала о затянувшемся восстановлении уникального православного храма в 20 километрах от Белостока, взорванного в 1944 году в городе Супрасль...


— Храм восстановлен — теперь там проходят выставки, концерты, приезжают паломники, туристы... Приезжайте и вы!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter