Ураганы и шквалы стали климатической нормой для Беларуси

Приемы против бурелома

Еще в начале прошлого века сильные ветры в Беларуси считались аномалией. Сегодня ученые склонны называть ураганы и шквалы климатической нормой нашего времени. В последние годы больше всего от такого напора стихии страдают леса. Достаточно вспомнить разрушительный ураган прошлого года, который повредил около 100 тысяч гектаров зеленых экосистем, из них 16 тысяч превратил в бурелом. Если планы природы откорректировать нельзя, то можно ли смягчить ее ветровые удары? Инновационную технологию защиты и восстановления лесных насаждений, поврежденных ураганами, разработал Институт леса Национальной академии наук.


Петр Волович, ныне заведующий сектором лесовосстановления института, еще в конце 90–х заинтересовался ветрами. Для ясности уточняет:

— Сразу после того, как в Гомельской области ураган повредил около 1.800 гектаров леса. Это были серьезные масштабы, с которыми раньше не приходилось сталкиваться. Случайность или закономерность? Этот вопрос и побудил начать исследование.

Петр Игнатьевич обстоятельно раскладывает передо мной пестрые таблицы и графики. Чтобы и у меня, неспециалиста, сложилась картинка происходящего за последние два десятка лет. Начинаю разбираться. Стрелка разрушительной силы ветров год от года, делая лишь небольшие передышки, движется по нарастающей. 1999 год — Пружаны, в «пеньки» превратились 1,2 тысячи гектаров лесных угодий. 2004–й — Кобрин, поломало 1,5 тысячи гектаров леса... С 1997 по 2016 год наша страна пережила 15 ураганов. Ученый расшифровывает местные особенности угрожающего поведения ветров:

— В движении ураганов по территории Беларуси наблюдается своя закономерность. В основном возникают они летом и чаще всего приходят с запада. Причем масштабные повреждения лесов шквалами отмечаются преимущественно на территории Минской, Могилевской и Брестской областей. Чуть меньше страдает Гомельщина. А вот Гродненскую и Витебскую области ветры практически не задевают. Все это связано с территориально–географическим расположением и течением воздушных масс, в которых преобладают ветры западного направления.

— И что из этого вытекает?

— Необходимость использования специальной технологии восстановления леса на поврежденных площадях, которая и разработана нами. Она подразумевает большую устойчивость насаждений, а значит, и возможность лучше держать удар стихии. Главное правило — лесопосадки должны вестись перпендикулярно направлению ураганов, чтобы мощные потоки воздуха упирались в такие ряды деревьев, как в стену, и быстрее теряли разрушительную силу.

Прежде чем воплотить знания в практические рекомендации, авторский коллектив во главе с Воловичем исследовал десятки буреломных точек Беларуси. Первые работы, посвященные реанимации поврежденных лесов, получили патенты в 2010 и 2013 годах («Способ восстановления соснового древостоя на буреломно–ветровальной площади» и «Способ лесовосстановления сосны на вырубках буреломов»). И сегодня они в лесхозах уже применяются.

А вот последние несколько лет острота научного интереса была прикована к тому, как, в принципе, снизить силу ветра на подступах к лесным массивам. Итог исследовательских трудов — защитная опушка, которая помешает урагану проникнуть в глубь леса и превратить деревья в дрова. Об особенностях технологии рассказывают соавторы проекта — молодые ученые Мария Кодун–Иванова, Жанетта Пименова и Екатерина Киб:

— При осмотре поврежденных участков убедились в том, что дубы лучше других древесных пород переносят подобные стихийные катаклизмы. Сосны ломает, ели и березы валит, а вот дубы благодаря своей устойчивой корневой системе практически остаются невредимыми. Исследования подтвердили, что эта порода способна выполнять защитную функцию леса, принимая основной удар на себя.

Петр Игнатьевич расчерчивает на листке скелет защитной опушки. Высаживается она параллельно границе территории без леса: ряд кустарников, 2 — 3 ряда дуба черешчатого, ряд почвоулучшающих кустарников и 7 — 8 рядов сосны. Подобная схема повторяется 2 — 3 раза. В прошлом году по инновационной технологии высадили новый лес в Кореневской экспериментальной лесной базе института, что в Гомельском районе. Пока здешние деревья–защитники чуть выше карандаша. Но когда поднимутся через 15 — 20 лет, определенно будет броня у местного леса. Этой весной в Жлобинском лесхозе новый зеленый массив тоже заложат по технологии гомельских ученых. Подступаются к ней и другие предприятия отрасли. Надо думать, в ближайшее время противобуреломные подходы станут столь же естественными в работе лесников, как и сильные ветры в Беларуси.

Компетентно


Александр Ковалевич, директор Института леса Национальной академии наук:


— Очевидно, что экстремальные погодные явления в стране участились. На протяжении последних семи лет мы имеем крупные площади повреждения лесных насаждений. И те явления, которые наблюдаем сегодня, год от года приобретают все более разрушительный характер. Однако следует сказать, что лесная отрасль располагает всеми возможностями для оперативной ликвидации таких последствий и восстановления после них. Но особую актуальность в свете перемен климата приобретает вопрос минимизации потерь. Над этим сейчас работают ученые совместно с практиками.

Кстати


Авторский коллектив Института леса за разработку защитной технологии отмечен Почетной грамотой Национальной академии наук на выставке–ярмарке «СМАРТПАТЕНТ–2016».

В то же время


В Беларуси есть собственная «аллея торнадо» — сродни американской. Благо в мини–варианте. Местом, где чаще всего отмечаются сильные ветры, является центральная часть Минской области. Существуют различные теории относительно того, почему именно здесь бушуют воздушные массы — вплоть до влияния разломов земной коры.

dralukk73@mail.ru

Фото автора и Института леса Национальной академии наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter