Цены должны быть справедливыми. Как этого достичь?

Приемы на удержание

На VI Всебелорусском народном собрании Президент подчеркнул: необоснованного подорожания быть не должно. Глава государства поручил взять на особый контроль стоимость лекарств и продуктов. Шаги, предпринимаемые в этом направлении, должны отвечать двум требованиям: экономическая эффективность и бережное, внимательное отношение к запросам людей. В Правительстве определили перечень социально значимых товаров первой необходимости, цены на которые с 1 марта ежемесячно не будут расти выше 0,2 процента. Как в этой ситуации сохранить баланс интересов производителей, поставщиков, торговли и потребителей?


Сезонные колебания

— Бутылка подсолнечного масла около 6 рублей! — не скрывает эмоций молодой человек у прилавка. — И это даже не за литр, а всего лишь за 810 миллилитров. Еще полгода назад покупал масло за 2,6 рубля. Цена за пару месяцев подскочила в два раза.

Такое «прибавление» специалисты объясняют плохим урожаем подсолнечника в России и Украине — странах, занимающих ключевую долю глобального рынка этого продукта. Но почему дорожают капуста, лук, морковь и другие овощи, выращенные у нас? Заметила, что килограмм картошки в магазине возле дома стоит 1 рубль 69 копеек, хотя совсем недавно покупала на 30 копеек дешевле. Морковь подорожала на 10 копеек, сейчас ее продают за 1 рубль 17 копеек. Поднялись цены на свежие огурцы. За килограмм наших, белорусских, просят около 5 рублей. Еще недавно их можно было найти дешевле. В ­МАРТ объясняют: большую роль играет фактор сезонности. Белорусский огурец только начал появляться. С учетом того, что зима была холодная, затраты на выращивание овощей выросли.

Также специалисты отмечают, что такая стоимость овощей в межсезонный период во многом обусловлена затратами по хранению. Есть дополнительные расходы на использование электроэнергии и кондиционирования продукции, траты по доработке, предреализационной подготовке. Мониторинг Федерации проф­союзов также показал несовершенство системы взаимодействия производителей и представителей розничных сетей. Одно из предложений ФПБ — усовершенствовать подходы к формированию стабилизационных фондов. Важно выработать механизмы, которые бы гарантировали, что продукция в этих фондах будет сохраняться в необходимом количестве и по определенной цене. Для этого нужно обеспечить долгосрочные контракты между производителями и продавцами с гарантированной оплатой на весь период. Также среди предложений — применить понижающие коэффициенты к ставке земельного налога юрлицам, осуществляющим хранение и реализацию стабилизационных фондов и заготовку у сельскохозяйственных производителей и населения. 

Ответственность бизнеса

В списке 62 социально значимых товара «ежедневного спроса» и 50 лекарств. В продуктовый набор попали рис, мука, манка, гречка, овсянка, перловка, хлеб, говядина, свинина, куры, некоторые колбасы, рыба, молоко, кефир, сметана, творог и другие товары. По мнению экономиста Михаила Ковалева, регулирование цен — чувствительный и тонкий процесс, требующий продуманных и взвешенных решений:

— Главная задача — защитить потребителей от необоснованного роста цен и спекулятивных колебаний. Но в то же время важно, чтобы не было дисбалансов и перекосов, которые бы мешали работать поставщикам и производителям. Ведь необоснованные и невзвешенные регулятивные механизмы могут провоцировать дефицит, способствовать формированию теневого рынка. 

Также стоит понимать, что ценовое регулирование — краткосрочный механизм, который наиболее эффективен в период одного-двух кварталов. Различные проверки торговых сетей показали, что цены на многие продукты и лекарства в последние месяцы выросли на 5—10 процентов. Да, где-то есть объективные причины: резкие изменения спроса, предложения, разрывы логистических цепочек, повышение налога на добавленную стоимость. Но нередко рост цен носил спекулятивный характер.

Решение Правительства в первую очередь направлено на защиту и поддержку потребителей. В прогнозе социально-экономического развития страны на этот год установлен критерий обеспечения уровня роста цен на социально значимые товары не более 4,9 процента. Этот показатель включает изменение цен на товары каждодневного спроса. 

По мнению Михаила Ковалева, в нашей стране довольно либеральный подход к цено­образованию. Например, министерство торговли Турции уже оштрафовало 120 компаний на сумму 3,6 млн лир (около 500 тысяч долларов) за завышение цен на продовольствие. В стране будут отслеживать все случаи повышения стоимости на продукты питания, включая растительное масло, фрукты и овощи. 

В Казахстане на некоторые продукты установили предельные цены. С начала года социально значимые продовольственные товары подорожали на 2,3 процента, что является самым высоким показателем за последние годы. Стоимость хлеба, риса, масла и других товаров варьируется в зависимости от каждого региона. За нарушение — штраф от 265 100 до 530 200 тенге (около 1650—3297 бел. руб­лей). 

В Беларуси всегда придерживались социально ориентированной экономики и действовали в интересах людей. Алексей Авдонин, эксперт Белорусского института стратегических исследований, подчеркивает, что определение перечня социально значимых товаров и регламентирование уровня цен на них — это в первую очередь экономическая защита малообеспеченных слоев населения. Важно, чтобы при нестабильности на внешних рынках каждый, независимо от уровня достатка, мог купить товары и лекарства первой необходимости. 

МНЕНИЯ

Галина Лагунова, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по экономической политике:

— Вопрос ценообразования — на особом контроле у Президента, Комитета Госконтроля, Министерства антимонопольного регулирования, профсоюзов и других ведомств. Благодаря мониторингу отслеживается рост цен и связь со средней зарплатой на местах. Это помогает принимать точечные меры. Вспомните, как весной прошлого года люди побежали в магазины и стали сметать с полок гречку, сахар, покупали в больших количествах «антиковидный» имбирь и лимон. Ажиотаж спровоцировал резкий рост цен по некоторым позициям. Но благодаря вовремя принятым мерам ситуация стабилизировалась, стала управляема и прогнозируема. 

В 2020 году ограничение торговых надбавок, надбавок импортеров и другие инструменты помогли быстро и безболезненно нивелировать вызовы и угрозы и не допустить значительного и необоснованного подорожания продуктов питания. Уверена, такой метод будет эффективен и сейчас.

Не следует игнорировать и то, что цены на продовольствие растут во всем мире. Индекс цен Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН вырос до 113,3 пункта в январе, что на 4,3 процента выше декабрьских показателей 2020 года. Пандемия, финансово-экономические неурядицы, неблагоприятные погодные условия отразились на всем мировом рынке. В структуре продовольственного потребительского импорта у нас около 40 процентов — это товары так называемого критического импорта, которые у нас выпускаются в небольших объемах либо у нас не производятся. Задача не только противостоять внешним вызовам, но и выстроить систему упреждения рисков на потребительском рынке. Ведь сегодня в основном мы реагируем на негативные явления постфактум. 

Дмитрий Шевчук, начальник главного управления социального партнерства и трудовых отношений аппарата совета Федерации профсоюзов:

— С 1 марта ФПБ проводит еженедельный мониторинг наличия и стоимости продуктов и лекарств первой необходимости. В список товаров включены продукты, которые людям нужны практически каждый день, а также наиболее востребованные лекарства. В каждом районе определен список магазинов и аптек, где представители профсоюзов раз в неделю будут проверять фактическое наличие, ассортимент и запасы этих продуктов и медикаментов. Также будет проводиться еженедельный сравнительный анализ цен по каждой позиции из этой группы товаров. При выявлении отдельных или системных проблемных ситуаций все замечания будут оперативно направляться для реагирования и решения в соответствующие ведомства. В вопросе контроля цен мы действуем сообща с другими ведомствами. Более тесная координация помогает оперативно реагировать на подорожание товаров и услуг.

hilkok@sb.by

В непростое время бизнес должен быть социально ответственным и чутко реагировать на меняющуюся ситуацию в мире и стране.

Фото Александра Кулевского
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter