«Приемлемые цены и оптимальное распределение ресурсов на товарных рынках»

НОВЫЕ программы Европейской экономической комиссии помогут странам Таможенного союза укрепиться на мировом рынке. Часть проектов реализует Департамент агропромышленной политики, который возглавляет Надежда КОТКОВЕЦ. Почти девять лет Надежда Николаевна работала заместителем и первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси. Сейчас масштабы совсем другие. Ведь только в России сосредоточено более 9 процентов мировых пахотных земель, да и Казахстан далеко не на последних ролях. Естественно, забот у Надежды Котковец существенно прибавилось. Много дел было у нее и на Евразийском форуме овощеводов, который недавно завершился на Гродненщине. Но на интервью любимой газете Надежда Николаевна согласилась безоговорочно.

Первое интервью «Белорусской ниве» директора Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии Надежды Котковец

НОВЫЕ программы Европейской экономической комиссии помогут странам Таможенного союза укрепиться на мировом рынке. Часть проектов реализует Департамент агропромышленной политики, который возглавляет Надежда КОТКОВЕЦ. Почти девять лет Надежда Николаевна работала заместителем и первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси. Сейчас масштабы совсем другие. Ведь только в России сосредоточено более 9 процентов мировых пахотных земель, да и Казахстан далеко не на последних ролях. Естественно, забот у Надежды Котковец существенно прибавилось. Много дел было у нее и на Евразийском форуме овощеводов, который недавно завершился на Гродненщине. Но на интервью любимой газете Надежда Николаевна согласилась безоговорочно.

— Да, Надежда Николаевна, и в Белокаменной у вас вовсе не кабинетная служба…

— В ЕЭК все структуры пока находятся в стадии формирования, в том числе и наш департамент. Но командировок, конечно же, никто не отменял. По-моему, более глубоко вникнуть в суть дела легче прямо на месте. В начале августа была в Новосибирске на ежегодном «Зерновом форуме Сибири». Рассматривались актуальные вопросы состояния и перспективы производства зерна, развития инфраструктуры, логистики, экспорта. Проблем здесь еще хватает, в том числе и в плане принятия мер по регулированию зернового рынка.

— Именно проведение согласованной макроэкономической политики заявлялось и как одна из основных функций ЕЭК.

— Все нужно поставить на законодательный уровень и учесть любые моменты. Никто сегодня не говорит о единой агропромышленной политике — речь идет о согласованных направлениях. Скажем, в Подмосковье перепроизводство овощей, такая же картина с огурцами в Столинском районе. А в некоторых местах такой продукции катастрофически не хватает. Кроме того, есть и разные национальные приоритеты, особенности. Зачем сегодня в почвенно-климатических условиях Беларуси заниматься выращиванием твердых сортов пшеницы? Они у нас априори не вырастут, поскольку суммарное количество температур куда ниже, чем, например, в Казахстане. Или производство конины — это вообще национальный приоритет наших казахских партнеров. все нужно будет учесть и свести в едином соглашении.

— Перспективы, действительно, просматриваются неплохие…

— Так и будет. Проведение согласованной агропромышленной политики государств — членов ЕЭП будет способствовать расширению производства, повышению устойчивости работы агропромышленных комплексов и их эффективности. Кроме того, это сможет гарантировать обеспечение сельхозпродукцией и продовольствием нашего населения по приемлемым ценам и оптимальное распределение ресурсов на товарных рынках стран Единого экономического пространства.

— А как же развитие экспорта продовольствия?

— Это направление должно стать приоритетом аграрной политики Таможенного союза. Товарооборот между Россией, Беларусью и казахстаном постоянно растет. К тому же аграрный сектор хорошо развит. Доля сельхозпроизводства в структуре внутреннего валового продукта составляет от 5 до 10 процентов. Это преимущество позволяет в полной мере обеспечить население трех стран качественными и доступными продуктами питания и без всякого ущерба для себя продавать за рубеж.

— Надежда Николаевна, на ваш взгляд, как изменится ситуация с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию?

— Россия взяла на себя определенные обязательства при вступлении в ВТО. Самый уязвимый момент, который очень активно обсуждается, — это снижение ставок таможенных пошлин при поставках продукции и ее реализации в Россию. Но мы были к этому готовы, страны Таможенного союза и ранее работали примерно в одинаковых условиях.

Что касается каких-то разговоров о проблемах белорусской сельскохозяйственной продукции на территории России, то я в принципе отрицаю их существование. Что значит «проблемы»? Есть обычная жизнь, есть какие-то рабочие моменты и нестыковки — а где их нет? Они в одинаковой степени существуют как у нас, так и в России, Казахстане. Ведь проблемы могут возникнуть и из-за каких-то форс-мажорных ситуаций — к примеру, климатических.

— Как вы сказали, основная задача департамента — подготовка обоснованной правовой базы. А есть ли возможность влиять на прогнозы экспорта или те же квоты?

— Любая наднациональная структура работает жестко на основании принятых соглашений. Поэтому не будем рассуждать на тему можно или нельзя даже с точки зрения рекомендательного материала. Конечно, никто не исключает, что он может исходить в том числе и из нашего департамента. Но для принятия решений, их исполнения сторонами однозначно нужны конкретные международные соглашения.

Кстати, я и другие белорусы, уже работающие в ЕЭК, находимся там не для того, чтобы решать только проблемы своей страны. Это международная наднациональная организация, и руководство департаментом сельскохозяйственной политики не означает, что я буду лоббировать белорусские интересы. Наша задача — создать всем странам Таможенного союза комфортные условия для развития их аграрного сектора.

— Странам Таможенного союза, учитывая их нацеленность на экономический рост и взаимовыгодное сотрудничество, вероятно, необходимы и новые подходы к развитию агропромышленного комплекса?

— Безусловно, но это должны быть такие подходы, которые объединили бы дальнейшие достижения «тройки» в науке и агротехнике и придали бы аграрному сектору большую сопротивляемость к негативным факторам, в том числе и финансово-экономического характера.

Здесь особенно важны разработка и реализация межгосударственных программ и проектов в области развития инфраструктуры аграрно-продовольственных рынков, проведения научных исследований в области генной инженерии и селекции, энергоэффективных технических решений и новых форм организации производства. Для этих целей в Союзном государстве Беларуси и России, Евразийском экономическом сообществе и СНГ утверждены соответствующие правовые документы с регламентацией порядка разработки, реализации и их финансирования.

— Мы можем назвать некоторые из них?

— В странах Содружества реализуется Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников до 2020 года. Главный ожидаемый результат — формирование межгосударственного пространства, которое позволит создать новую зону технологического лидерства и укрепит наши позиции в архитектуре мировой хозяйственной системы. По семи межгосударственным проектам и программам ведется работа в рамках Единого экономического сообщества.

В рамках Союзного государства с 2000 года реализована 41 межгосударственная программа, 14 успешно реализуются, в том числе 3 — в сфере промышленности и агропромышленного комплекса. Это «БелРосТрансген-2», проект, направленный на повышение пищевой ценности перерабатывающих производств, а также разработка технологий и оборудования для производства комбикормов. На текущий год запланировано 27 программ, 11 из которых будут направлены на развитие промышленности и АПК.

Также добавлю, что в рамках Единого экономического пространства готовится положение о разработке и реализации межгосударственных целевых программ государств — членов Таможенного союза и ЕЭП. Сейчас этот документ проходит этап согласования. В положении содержатся основные моменты разработки и реализации проектов. Немаловажно, что предусмотрены и источники финансирования. Главное, новые проекты должны быть эффективными и учитывать цели и приоритеты социально-экономического развития государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

— Уверен, новыми программами занимается и Департамент агропромышленной политики. Какова  сейчас его структура?

— Все департаменты Евразийской экономической комиссии формируются в зависимости от количества направлений, решаемых задач и курируемых соглашений. Безусловно, есть у нас и отдел по госпрограммам и проектам. Работают также отдел по субсидиям и аналитический. Как я уже говорила, департамент еще в стадии формирования. Но, думаю, у нас будут трудиться порядка тридцати специалистов.

Агропромышленная политика — это не только производство сельхозпродукции, ее переработка и реализация. Это и ценовая политика, налоговая политика, субсидии. Поэтому круг и направления работы очень серьезные, тем более что нужно это спроецировать на три страны, которые очень разные в своей отправной точке, по национальным традициям, приоритетам и так далее. Но, учитывая, что мы очень серьезно и много работали в рамках комиссии Таможенного союза, в рамках решений и соглашений, принятых в Едином экономическом пространстве, база подготовлена очень серьезная. Задачи понятны, пути решения намечены, остается только действовать.

Беседовал Александр ШЕВКО, «БН»

Фото Андрея МАКСИМОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter