Как хорошо уметь летать

Приехали, вернее, прилетели

Постоянное совершенствование транспорта только радует. Наземный, подземный, морской, воздушный… Полет самолетом — это такая гигантская экономия времени, захватывающая скорость перемещения, красота пейзажей за иллюминатором. Проверено на себе: каждый раз по-новому восхищаешься видами земного разнообразия ландшафтов с высоты. А за рабочими улыбками и походками стюардов и бортпроводниц какой-то маленький праздник скрывается. Летишь, как птица, несмотря на заложенные от перепадов давления уши и турбулентные виражи, подпевая одной известной певице из Уфы: «Здравствуй, небо, море, облака…» 

kommunikasjon.ntb.no

Большинство людей перемещаются по миру самолетами без капли страха. Чего бояться-то? Гражданской авиации уже век. Но один жизненный эпизод, связанный с транспортной безопасностью, заставил меня задуматься о том, что эти десятилетия в летоисчислении пассажирского трафика по воздуху — возраст еще молодой. Опытного периода полетов человечеству маловато. 

Бывает, что добраться по облакам из пункта А в пункт Б не получается. Из-за погодных условий, технических проблем, других факторов. Чего стоят одни только рассказы про птиц, которые, следуя глупым инстинктам, залетают в двигатель самолета. А что будет, если… 

Недавно пережила беспокойную авианочь в самолете модели «Фоккер-50» одной авиакомпании. Очередной, самый рядовой рейс в венском аэропорту. Мы успешно прошли регистрацию, прождали в зале ожидания всего десять минут лишних, но ничего… Все идет по плану. Наконец-то поднялись гуртом по трапу, уселись на свои места, выслушали приветствие пилота и напутствие по безопасности. 

Проходит десять-двадцать минут. На часах — одиннадцать вечера, а мы все не взлетаем. «Мам, ну когда полетим?» — ребенок не распаковывает мелки и хочет рисовать только в полете. «Сейчас, вот-вот… Надо потерпеть».

Эх, нам бы в небо! Слышны шумы контрольных приборов нашего небольшого воздушного «Фоккера». Вдруг пилот-австриец сбивчиво объявляет о том, что позвал авиамеханика, так как наш «эйркрафт» в диагностике показал сбои в автоматической системе управления. Специалисты нашли какие-то ошибки в двух из трех систем безопасности. Ну вот и приехали, вернее, прилетели…

— Если не получится все исправить в ближайшее время, то поменяем лайнер, — предупредил пилот. 

Напряженная тишина на борту. Высматриваю, далеко ли мы сидим от аварийных выходов, и нервно тереблю листовку с картинками мер безопасности. Через минуту кому-то стало грустно, а кому-то и вовсе плохо. После анонса о необходимости смены самолета среди пассажиров началась легкая паника. Время позднее, люди нервные, дети капризничают. 

Мужчина в деловом костюме в соседнем ряду: «Так… Я не понял, что за дела, переведите». Его сосед: «Никогда не полечу больше!» Молодая семья с грудным ребенком, сидящая впереди: «Как связаться с родными, куда делся Wi-Fi?» Пожилой немец в конце салона выругался в адрес пилота (а он-то тут при чем, это же техника) и схватился за сердце. Стюардесса побежала к нему со стаканом воды и таблеткой. Кто-то начал вслух считать компенсацию за второй командировочный день, потому что скоро полночь и начнутся новые сутки. 

Еще час понадобился на выгрузку чемоданов и пересадку утомленных пассажиров в автобус до нового вылета. Раздражение в плотных рядах как ком нарастает: «Почему мы, как селедки в бусе без мест? Лучше бы оставили нас до посадки в том самолете или отвезли в аэропорт…» 

И только один оптимист протянул: «Мы на земле, слава богу, успокойтесь!» Чуть за полночь мы пересели на новый самолет и благополучно долетели до Минска. Экипаж лайнера вел себя предельно корректно и, наверное, тысячу раз извинился за причиненные неудобства. 

— Спасибо за понимание и сотрудничество, — выпалил наш пилот с плохой дикцией после удачной посадки. 

А может, это легкое замешательство после технического приключения отразилось на его голосе. Пилоты ведь тоже волнуются. Существуют ситуации в жизни, которые не проконтролируешь.

shimuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter