Придорожный сервис в ВКЛ

Самым распространенным малым бизнесом Беларуси XVI — XVII веков были корчмы...

Самым распространенным малым бизнесом Беларуси XVI — XVII веков были корчмы. Они выполняли роль не только места сбора и отдыха граждан, но и пристанища для странников, желавших отдохнуть и узнать свежие новости края.


Порядок открытия и содержания корчмы был строго регламентирован и отражен в Статутах ВКЛ. Так в Статуте 1529 года в разделе третьем «О вольностях шляхты и о расширении Великого княжества Литовского» сказано: «Также постановляем и приказываем воеводам, старостам и всем державцам нашим Великого княжества Литовского, чтобы они не допускали незаконно варить пиво в корчмах в неположенных местах, а особенно тем, кто не имел бы нашего пожалования по нашему листу или листу наших предков. А поэтому приказываем, чтобы каждый из вас такие корчмы отбирал независимо от того, принадлежат ли они духовным или светским, панам и всем вообще, и забирали все те сосуды, в которых варят пиво, и доставляли бы их к нашему великокняжескому двору, потому что из–за существования таких корчем совершается много злодеяний, а также уменьшаются наши великокняжеские доходы, как и доходы тех, которые имеют пожалование по нашему листу». Таким образом, государственная система была направлена на отслеживание нелегальных увеселительных заведений, которые не были зарегистрированы и не платили налоги в королевскую казну. В Статутах также было указано, как именно нужно содержать корчму и какие налоги платить. Законопослушные граждане, пожелавшие открыть корчму, должны были уведомить об этом короля.


Листая Литовские метрики, можно увидеть много записей о предпринимателях того времени. Например, дворянин Юрий Быковский, просивший Жигимонта Августа в 1555 году открыть корчму в его имении Степкове: «...билъ намъ чоломъ дворанинъ нашъ Юръи Янушовичъ Быковъский и просилъ насъ, абыхмо ласку нашу господаръскую вчинили и дозволили ему в ыменьи его Степкове, у борку надъ болотомъ Сасыновымъ, корчму волную будовати и в ней медъ и пиво, и вино горелое мети и шинъковати. А поведилъ передъ нами, ижъ тое именье его Степково поодаль месть наших господаръских есть и тая корчма его безъ шкоды корчмамъ нашимъ будет».


Учитывая транзитное положение Беларуси, содержание корчмы было выгодным и прибыльным делом, поэтому корчма была практически в каждом селе вдоль главных дорог. В XVI веке она представляла собой огромный сарай, в который заезжали вместе с телегой или верхом на лошади. Такая организация постоя и ночлега обеспечивала большую сохранность поклажи и лошадей. Со временем вид корчмы изменился, появились отдельные помещения для постояльцев и лошадей.


Шляхтичи, которые порой считали ведение бизнеса недостойным себя занятием, нередко строили корчму в своих владениях для последующей сдачи ее в аренду. Арендовали их преимущественно еврейские жители, не имевшие такого предубеждения против деловой жизни. Ярчайшим примером начала XVI века могут быть представители семьи Езофовичей, самые удачливые дельцы того времени. Они арендовали корчмы и таможенные посты, которые также были видом частного бизнеса, по всему государству. В Литовских метриках Езофовичи упоминаются не единожды, как пример можно привести «Лист арендовныи Михелю Езофовичу на держане корчомъ могилевских до двух год за двесте и шестдесят копъ грошеи литовских», записанный в метриках в 1519 году.


Расцвет торговли и ремесел в XVI — XVII веках в Великом княжестве Литовском всячески способствовал развитию корчем. Известно, что в XVI — XVII веках только в Браславе насчитывалось 40 корчем, в Зельве — 16, Пружанах — 21, Кобрине — 31, Чаусах — 60. Как правило, корчма была самым оживленным и бойким местом в селе или местечке. Поэтому в наше время на месте бывших корчем любители–краеведы часто находят деньги того времени, а иногда даже клады.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter