Придорожный сервис по-прежнему движется «на первой передаче»

Такое решение содержится в постановлении Совета Министров № 759 от 29 августа. При АЗС на дорогах названных категорий также обязательно наличие автомобильной стоянки не менее чем на два автобуса, на пять грузовых и такое же количество легковых автомобилей.

ВСЕ автозаправочные станции на республиканских трассах с нумерацией «М», «М/Е» или «Р» до 1 января 2015 года должны иметь стационарные объекты торговли и общественного питания

Такое решение содержится в постановлении Совета Министров № 759 от 29 августа. При АЗС на дорогах названных категорий также обязательно наличие автомобильной стоянки не менее чем на два автобуса, на пять грузовых и такое же количество легковых автомобилей.

Заметим, что новые требования по расширению сервиса коснулись владельцев всех АЗС, не только строящихся, но и уже возведенных. На республиканских автодорогах сейчас действует 324 АЗС, из них только 65 процентов оснащены торговыми точками и всего треть имеют в составе придорожного комплекса пункты питания — кафетерии или бары. Несколько лучше положение на магистральных  трассах, но до европейского уровня нам еще далеко.

Именно «соляра» и бензин приносят сейчас основной доход. На объектах постоя у нас зарабатывают 0,5 процента, на торговле — немногим более трех процентов от общего товарооборота придорожного сектора. Так что данная ниша с позиции получения прибыли мизерная.

Понятие «придорожное кафе», несомненно, устаревает. Требования людей возрастают, и уже недостаточно маленького домика, где быстро поел и поехал дальше. В настоящее время в Беларуси нумерацию «М» имеют 12  автотрасс, среди которых Брест — Минск — граница России, трассы между Минском и областными центрами, Минская кольцевая дорога. Шесть магистралей сегодня с нумерацией «М/Е», что говорит об их трансъевропейском и трансконтинентальном значении. Республиканские дороги с индексом «Р» связывают административные центры районов между собой, города областного подчинения с центром региона.

Только иностранными перевозчиками в 2012 году выполнено 1,5 миллиона грузовых транзитных поездок и 22 тысячи пассажирских. Казалось бы, придорожный сервис должен развиваться ускоренными темпами, но, к сожалению, он пока движется на «первой передаче».

Несмотря на увеличение числа точек, в стране до сих пор так и не созданы необходимые условия для привлечения не только иностранных, но и отечественных инвесторов в этот сектор экономики. Придорожная инфраструктура по-прежнему формируется в основном за счет объектов государственной формы собственности и потребкооперации. Между тем в Минтрансе уверены, что предпосылки для мощного рывка в создании по настоящему качественной сети на республиканских дорогах в ближайшие 3—4 года уже созданы.

С этим можно согласиться, но пока дальнобойщикам приходится мириться с нашим «ненавязчивым» сервисом. Мы теряем сотни тысяч долларов из-за неразвитости комплекса необходимых услуг, зато можем устанавливать современное и, заметим, не самое дешевое оборудование для получения денег на платных дорогах.

Сегодня картина, когда туристы из экскурсионного автобуса гурьбой бегут в лес, и уж точно не полюбоваться его красотами, никого не удивляет. Не секрет, что немалая часть водителей проходят через республику транзитом, останавливаясь только на отдых, стараясь как можно быстрее получить услуги на территории сопредельных государств.

Конечно, на быструю прибыль в этой сфере рассчитывать не приходится, но пойти навстречу владельцам объектов сервиса все же стоит. В Минтрансе признают, что нежелание предпринимателей идти в придорожный бизнес не в последнюю очередь связано с бюрократическими проволочками. На выдачу технических условий, на разработку проектно-сметной документации иногда уходят месяцы, а то и годы. Такое выдерживают не все.

По мнению специалистов, надо изменить и систему наценок в пунктах общественного питания, отменить минимальный перечень ассортимента, упростить документооборот при закупке сырья для собственного производства у фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Именно из мелочей складывается дорожный комфорт, а вместе с ним и имидж нашей страны.

Александр ШЕВКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter