Придорожные страдальцы

«Зеленый щит» наших городов зачастую сам нуждается в защите Из-под асфальтового панциря нет-нет да и проклюнется зеленый росток, а на козырьке подъезда каким-то чудом укоренится деревце... Природа, как может, отвоевывает себе место под солнцем в городской среде. В то же время созданы специальные службы, которые занимаются озеленением наших городов. Однако деревья, высаженные «под линейку» вдоль проезжей части и призванные не только украшать улицу, но и выполнять функцию своеобразного «зеленого щита» от пыли и гари, довольно часто сами выглядят страдальчески. Уже в середине лета можно встретить порыжевшие деревья, некоторые и вовсе погибают. В чем же причина этой «ранней осени»?

Асфальтовый ожог
Ежегодно только вдоль двух основных проспектов столицы — Независимости и Победителей — погибает примерно сто деревьев из двух тысяч высаженных здесь. Как рассказала старший научный сотрудник лаборатории фитопатогенных организмов Центрального ботанического сада НАН Беларуси, кандидат биологических наук Наталья Дишук, около десяти лет назад ученые стали ежегодно проводить мониторинг зеленых насаждений вдоль основных магистралей столицы и пришли к выводу: основная причина гибели деревьев — абиотические факторы (компоненты и явления неживой, неорганической природы).  Это и высокая загрязненность почвы и воздуха, и их высокая температура, особенно в зоне плотной застройки.
«В первую очередь страдает иммунитет деревьев. Одни и те же виды деревьев, растущих вдоль тротуаров или в парках и скверах, существенно различаются. Парковые более высокие, у них более развитая листовая пластинка, они меньше болеют», — отмечает Наталья Дишук. Даже ежедневного полива «тротуарным» деревьям недостаточно. К примеру, возле каштанов на проспекте Победителей уже на глубине 50 сантиметров почва сильно уплотнена и абсолютно не содержит влаги.
Почему же листья некоторых деревьев желтеют уже в середине лета? По словам начальника отдела содержания и благоустройства объектов зеленого хозяйства УП «Минскзеленстрой» Анжелики Пузанковой, нынешним жарким летом асфальт на дорогах буквально плавился, и горячий воздух, поднимаясь от дороги, часто становился причиной краевого ожога листьев растений, растущих близко от магистрали. «Кроме того, выхлопные газы через воздух и землю попадают на растение, происходит нарушение обмена веществ. Хорошо заметно, что на перекрестках, возле остановок, светофоров, пешеходных переходов — там, где машины стоят на месте и газуют, деревья чувствуют себя хуже», — комментирует специалист «Минскзеленстроя».

Неправильная «стрижка»
Значительный ущерб деревьям наносят строители при укладке плитки. Корневая система часто оказывается открытой, рабочие раскапывают и обрубают корни, близкие к поверхности. Еще одна проблема — корневую шейку строители могут «заглубить» более чем на 50 сантиметров, что негативно сказывается на состоянии дерева. Способны «подкосить» насаждения и газонокосилки, если деревья небрежно окашиваются, и внизу ствола повреждается кора. Сначала такие ранки незаметны, однако они разрастаются, и со временем дерево может погибнуть. Особенно чувствителен к повреждениям конский каштан.
Немалый вред деревьям наносит также их несвоевременная и несанкционированная обрезка. На этот вид деятельности лицензия не требуется, поясняет Анжелика Пузанкова, и из-за неправильной, непрофессиональной обрезки деревья сильно страдают. Кроны должны быть сформированы вовремя, чтобы впоследствии ветки не упирались в провода. Если же толщина веток превышает допустимую для обрезки, дерево начинает болеть.  «Возле ЖЭСов, ЖРЭО, частных организаций можно увидеть много «покалеченных» деревьев, которые в принципе нельзя обрезать. К примеру, каштан вообще обрезке не подлежит, не любят ее и березы с кленами. Хорошо переносят обрезку тополь и липа. Спилы во время обрезки должны быть с уклоном, выполнены в соответствии с технологическими требованиями», — рассказывает Анжелика Пузанкова о правилах «стрижки» деревьев.
Согласна с ней в этом и Наталья Дишук: «Были случаи, когда на живых, но поврежденных растениях начинали паразитировать щелевик и «заборный» гриб, которые обычно повреждают пиломатериалы».

Не сыпьте соль на рану
Бурый цвет листьев также может быть вызван переизбытком в почве технических солей, которыми посыпаются зимой дороги. Весной вместе с талыми водами эта «гремучая смесь» попадает под деревья. Особую озабоченность высказала Анжелика Пузанкова в связи с широким использованием на магистралях шнеко-роторной техники, с помощью которой разбрасывается соль — в результате она оседает и на стволах «расстрелянных» деревьев. С наступлением весны специалисты Станции защиты растений УП «Минскзеленстрой» обметают стволы, очищают их щетками, обмывают (в том числе и крону), чтобы уменьшить негативное воздействие соли. Кроме того, каждому дереву «прописано» 50 литров полива, иначе натриевые соединения образуют своеобразную корку и перекроют доступ питательным веществам.
«Мы вынуждены этим заниматься, иначе можем, как Москва, остаться без деревьев на главных проспектах», — говорит Анжелика Пузанкова. В течение двух лет практикуется и новый метод защиты. Под каждое дерево выстилают пленку, сверху насыпают грунт, ствол также обертывают пленкой, и дерево стоит так с осени до весны. Когда начинают бежать вешние воды, работники «Минскзеленстроя» снимают пленку и заменяют «просолившийся» грунт свежим. «Уже этой весной был виден положительный результат — деревья почувствовали себя лучше, — отметила Анжелика Пузанкова. — Плюс к этому мы устанавливаем защитные щиты вдоль дорог. Настаивали и на том, чтобы на основных магистралях не работала шнеко-роторная техника, но пока безрезультатно».
В каждом районе Минска есть своя главная магистраль. К примеру, в Октябрьском районе — улицы Кижеватова и Казинца. На улице Кижеватова очень много молодых деревьев было поломано именно по причине использования шнеко-роторной техники. Поломаны верхушки, ветки — деревья потеряли декоративный вид.
Как решают эту проблему озеленители в Западной Европе? По словам Анжелики Пузанковой, там очень мало озеленения на крупных улицах, широких магистралях. А в тех местах, где есть зеленые насаждения, к примеру, в Швеции, соль не используют. Вместо нее дорожники применяют гравийные смеси — мелкофракционный щебень. Весной его просто сметают. «Для маленьких площадей это можно применять, а для больших — неэффективно», — считает специалист.

Подорванный иммунитет
Все вышеописанные факторы только ослабляют городские деревья. Решающий же удар наносят болезни, против которых у защитников растений сегодня нет действенных средств. Набор фумицидов, разрешенных для использования в городе, ограничен, и патогены быстро к ним приспособились. Диагноз из двух слов «цитоспороз» и «тирастрамоз» стал фатальным для многих деревьев, особенно молодых. Определить болезнь несложно. Весной можно увидеть, что часть побегов у посаженных всего год назад деревьев — сухие, почки не распускаются. Цитоспороз проявляется в виде маленьких  бородавок. К примеру, здоровые липы из питомника «Бровки», высаженные прошлой осенью на одном из проспектов, к весне были полностью поражены тирастрамозом. Свою роль сыграли затянувшаяся осень и мягкая зима — хороший мороз мог бы убить инфекции.
Наталья Дишук поделилась нерадостным прогнозом: «Если не принимать меры, болезнями может быть поражено до 80—90 процентов деревьев». В России для обработки растений в таких случаях все препараты, разрешенные в сельском хозяйстве, без ограничений разрешено применять и в озеленении. В Беларуси приходится довольствоваться малым. Вся надежда — на новые изобретения ученых. А пока специалисты «Минскзеленстроя» удаляют пораженные ветви, чтобы «зараза» не распространялась, либо «устраняют» дерево целиком.
За ослабленными деревьями ухаживают, «отпаивают», «кормят» — и через корни, и внекорневой подкормкой, а также обрабатывают специальными растворами. Иначе можно не досчитаться многих зеленых насаждений. В Киеве, например, цитоспороз и тирастрамоз погубили знаменитые каштаны на Крещатике, и в прошлом году пришлось высадить на их месте западноевропейские саженцы. Не обошлось без потерь и в крупных городах Беларуси — Бресте и Могилеве.
И все же нельзя сказать, что ситуация катастрофическая, считает Анжелика Пузанкова.  Помочь озеленителям могут эффективные «лекарства» от болезней. Лучшая же защита городских деревьев сегодня — не высаживать их вдоль дорог, а только за тротуаром.

«Газонные» аргументы
Кстати, в Москве есть организация «Прима-М», которая занимается мониторингом состояния зеленых насаждений. Ее специалисты исследовали газоочищающую способность поврежденных деревьев и сравнили ее с характеристиками газонов. Выяснилось, что поврежденные деревья не столько очищают воздух, сколько просто «функционируют». Газонная же трава очищает воздух в два-три раза эффективнее поврежденных деревьев. За счет чего? Она растет определенное время, накапливая вредные вещества, ее скашивают и вывозят на свалки. Таким образом, трава очищает и почву, и воздух, причем сменяется несколько раз за один сезон. А дерево к концу лета уже желтеет и меньше «работает».
«Московским ученым есть чем доказать свои выводы, однако я с ними не совсем согласна, — говорит Анжелика Пузанкова. — В любом случае дерево выполняет функцию шумоизолятора, снимает вибрации воздуха, защищает от пыли и газа».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter