Что ждет Приднестровье при новом президенте Молдовы

Приднестровский кроссворд

Избранный президент Молдовы Майя Санду заявила, что для урегулирования конфликта в Приднестровье считает необходимым вывод оттуда российских миротворцев. Кроме того, по ее мнению, неприемлемым является так называемый «мягкий вариант», за который выступает действующий президент Игорь Додон и который предполагает фактическую федерализацию Молдовы с предоставлением Приднестровью широкой автономии. В Москве отреагировали на высказывания избранного молдавского президента и отметили, что российские миротворцы уже почти тридцать лет являются гарантами мира в регионе, а их вывод способен привести к дестабилизации обстановки.

Впрочем, вряд ли стоит ожидать, что в ближайшее время Санду сможет пойти дальше этих слов. Молдова — парламентская республика, где президентские полномочия крайне ограничены. Чтобы иметь возможность проводить свой курс, президенту необходимо заручиться поддержкой парламента и правительства. Однако парламентское большинство сейчас принадлежит социалистам, которые поддерживают Додона и не допустят реализации скандальных инициатив Санду. Правительство Иона Кику также остается стабильным, поэтому пока Санду пребывает в политическом одиночестве.

С аналогичной проблемой в свое время столкнулся и Игорь Додон, когда после победы на президентских выборах его работа оказалась фактически заблокированной со стороны оппозиционных парламента и правительства, пришлось ждать парламентских выборов, на которых социалисты смогли получить большинство.

Поэтому в ближайшие месяцы Санду будет готовиться к парламентским выборам, чтобы заручиться на них поддержкой большинства, а также работать на развал существующей правящей коалиции, которая вполне может привести к роспуску нынешнего состава парламента и досрочным выборам.

После событий в Нагорном Карабахе, когда после тридцати лет замороженного конфликта ситуация была резко переломлена в пользу Азербайджана, вернувшего под свой контроль большую часть мятежного региона, высказываются опасения, что аналогичная участь может ждать и Приднестровье.

Однако ситуация в зоне приднестровского конфликта принципиально иная. Победа Азербайджана в Карабахе стала возможной благодаря планомерному военному строительству, которое осуществлял Баку на протяжении многих лет, а также благодаря военно-политической поддержке ближайшего союзника Азербайджана — Турции. Однако за спиной Молдовы не маячит аналогичный союзник, готовый поддержать молдавскую «реконкисту» военными методами.

Кроме того, в отличие от Нагорного Карабаха, Приднестровье научилось вполне мирно сосуществовать с Молдовой и, несмотря на свой самопровозглашенный статус, поддерживать достаточно высокий уровень социально-экономической интеграции с «материнским» государством. Поэтому военный способ урегулирования в принципе на повестке не стоит.

И элиты, и население Приднестровья были бы не против интегрироваться с Молдовой на правах широкого федерализма. Подобный план был практически реализован в начале 2000-х годов, но в последний момент был сорван тогдашними молдавскими властями по наущению Запада.

Реинтеграция Приднестровья может существенно изменить электоральную карту Молдовы и заметно усилить позиции политических сил, выступающих за партнерские отношения как с ЕС, так и с Россией. Однако и Брюссель, и его клиенты внутри Молдовы воспринимают это как ослабление собственного влияния и сопротивляются подобному развитию событий. В этом кроется одна из причин, почему урегулирование приднестровского конфликта постоянно затягивается.

vs.shimoff@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter