«Богатых невест» ищите в Белорусском государственном молодежном театре

Приданое старины глубокой

Что ни говори, а есть какая-то ирония судьбы в том, что популярную программу “Давай поженимся!” ведет актриса Лариса Гузеева. Ее звездной ролью стала Лариса Огудалова в мелодраме Эльдара Рязанова “Жестокий романс”, снятой по мотивам пьесы “Бесприданница” классика русского психологического театра Александра Николаевича Островского. В чем ирония? Актриса, сыгравшая героиню, которую в разнообразных брачных играх угомонили пулей, теперь дает советы миллионам телезрителей, как устроить личную жизнь. И именно целевой аудитории этой передачи стоит обратить внимание на премьеру “Богатые невесты” по пьесе все того же Островского в Белорусском государственном молодежном театре. Речь здесь, как и в “Бесприданнице”, снова идет о семье и браке, выгодной женитьбе, приданом и деньгах.


Это первая постановка не самой известной (и чего уж греха таить — не самой удачной) пьесы классика в Беларуси, о чем с гордостью сообщает стильная черно-белая программка. В “Богатых невестах” нет того, за что мы так любим Островского. Того, за что цепляются острым наметанным глазом самые продвинутые режиссеры нашего времени: и худрук МХТ Сергей Женовач, и сын Анатолия Эфроса Дмитрий Крымов (его “БеЗприданница” — главный хит московского театрального сезона).

Нет в “Богатых невестах” объемных характеров, неожиданных поворотов сюжета, точных картин быта Замоскворечья. Все тут немножечко плоско, приземленно, прямолинейно. Как будто торопился классик или, что называется, гнал строку. Комедия о подмосковных дачниках у Островского вышла несмешной, лишенной изящества и каких-либо художественных открытий. “Богатых невест” не поставишь рядом с комедиями Островского о мечтателе Бальзаминове или “Правда — хорошо, а счастье лучше”.

Режиссером спектакля выступила Светлана Науменко, известная широкому зрителю по комедии “Дурочка” в том же Молодежном и по нашумевшей драме “Янка Купала. Круги рая” в Республиканском театре белорусской драматургии. Купалу играл Денис Паршин, с которым Светлана Науменко продолжила сотрудничество в “Богатых невестах”. Кстати, перейдя в Молодежный театр, Паршин пробует себя и в режиссуре. Он уже выпустил на Малой сцене весьма специфическую черную комедию “Жмурик”, действие которой разворачивается в морге, а в Гомельском молодежном театре — спектакль “Летели качели” по одноименной пьесе молодого белорусского драматурга Константина Стешика (его “Спички” идут на Камерной сцене Купаловского театра).

“Богатые невесты” Светланы Науменко — зрелищный комедийный спектакль, местами достаточно актуальный. Здесь, например, звучат эксклюзивные зонги, есть даже рэп. Возможно, кого-то такая эклектика отпугнет, но аудитории программы “Давай поженимся!” все это наверняка понравится — смеются во время спектакля много. Хотя, честно говоря, зонги в постановке по Островскому выглядят странно (автор текстов — актер театра Максим Дубовский, исполняющий одну из главных ролей, композитор — Андрей Лабчевский). Аудиоряд дополняют звуки шумного городского трафика и гудящих клаксонов.

Под стать всему этому художник по костюмам Виктория Тя-Сен предложила эклектичные наряды. Герой актера Дениса Авхаренко — изнеженный маменькой капризный инфант Юрий Михайлович Цыплунов — похож на хипстера. Белые одежды барина Гневышева (Денис Паршин) — оммаж все тому же “Жестокому романсу” и Паратову в исполнении Никиты Михалкова. Богатая вдова Белонегова (Раиса Сидорчик), напротив, выглядит женщиной “на грани нервного срыва”. Ее внешний вид подчеркнуто затрапезный. Максим Дубовский буквально растворился в роли мелкого чиновника Пирамидалова и выглядит настоящим щеголем.

В “Богатых невестах” можно услышать пульсацию тем и характеров, которые и в дальнейшем будут занимать драматурга Островского. Она неровна в актерском исполнении, но какая-то подкупающая беззаботность, может быть, даже безбашенность в ней определенно есть. Другой вопрос: не много ли сегодня безбашенности в нашем театре? Идем на спектакль — голову оставляем дома?

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter