Причины и следствие

Идея создания единого следственного комитета давно назрела — так считает Президент...

Идея создания единого следственного комитета давно назрела — так считает Президент. Вчера он провел совещание с руководителями т.н. «силового блока», где обсуждался этот вопрос. Дело в том, что сегодня органы следствия (дознания) существуют в прокуратуре, милиции, органах государственного контроля, госбезопасности. Все они наделены правом возбуждения уголовных дел и прочими процессуальными полномочиями. Вполне понятно, что при всем тщании надзорных органов эта армия порой дает осечки, которые можно исправить (далеко не всегда!) лишь в суде. Но судебное следствие все–таки рассматривает уже готовые материалы, результаты многомесячных действий следователей милиции либо КГК, поэтому судьям приходится очень нелегко... Вот что сказал на совещании Президент:


«Почти две трети оправдательных приговоров выносятся судами из–за ненадлежащего исполнения сотрудниками органов предварительного расследования своих должностных обязанностей. Только за первое полугодие 2011 года прекращены уголовные дела за отсутствием события или состава преступления, либо вынесены оправдательные приговоры в отношении 151 человека».


А вот еще фрагмент выступления Президента:


«К сожалению, допускаемые оперативными сотрудниками ошибки, а иногда и прямые фальсификации, не всегда выявляются в ходе предварительного расследования. В ряде случаев решения о предъявлении гражданам обвинения принимаются следователями при явно недостаточном объеме доказательств».


В своем выступлении Председатель Верховного Суда Валентин Сукало подчеркнул, что это очень тревожная статистика. Количество оправдательных приговоров за I полугодие 2011–го равно цифре за весь 2007 год. «Этих людей нужно освобождать, извиняться перед ними, возмещать им ущерб, наказывать виновных...» — сказал Сукало. Очевидно, что сожженных нервов и поломанных судеб было бы гораздо меньше, если бы качество предварительного расследования было выше.


На совещании приводился конкретный пример. Летом 2004 года по обвинению в поджоге киоска «Витебскоблсоюзпечать» были осуждены и отбывали наказание два невиновных человека. И только при расследовании взрыва в Минском метрополитене было установлено, что это дело рук террориста Коновалова. Вспоминая о теракте в метро и серии предшествовавших ему преступлений, Президент сказал прямо: «Куда смотрели органы внутренних дел, прокуратура, суд?» И констатировал: «В этой связи особую значимость имеет вопрос повышения качества следствия. Одним из путей достижения этой цели может быть объединение следственных подразделений в единую централизованную структуру».


Ясно, что А.Лукашенко при всем этом имел в виду не «технологию», а — политику! Для того чтобы каждый белорус был надежно защищен, чтобы его права, в том числе и имущественные, не подверглись коррозии, чтобы с этим гармонично сочетались и общегосударственные интересы, необходимо существенное совершенствование всего спектра правоохранительной и судебной работы. А следственная составляющая, как известно, является ее сердцевиной. Именно об этом в своем Послании Парламенту и народу недавно заявил Президент. Пришло время реализации.


Собственно говоря, дискуссии на этом совещании как таковой не было — собравшиеся (при всех ведомственных различиях) в целом разделяют идею создания единого следственного комитета.


Пожалуй, основной контраргумент против его создания — определенные опасения, что монополизация полномочий в одном органе приведет к росту коррупции. Однако большинство участников вчерашнего совещания его не разделили. Усиление прокурорского надзора, отбор кадров, переходящих на работу в следственный комитет, другие меры контроля, по их мнению, станут заслоном для коррупции.


Госсекретарь Совета Безопасности Леонид Мальцев предостерег коллег от того, чтобы единая следственная структура не создавалась «путем механического слияния». Это действительно очень важно, поскольку речь идет о создании уникальной и актуальной структуры.


Подводя итоги совещания, Президент поручил: с 1 января 2012 года следственный комитет должен начать функционировать в полном объеме. До конца этого года нужно подготовить всю необходимую нормативно–правовую базу, провести организационную и кадровую работу.


...Иногда слово «прорыв» у нас употребляют некстати, но в данном случае оно вполне уместно. Создание единой следственной структуры, которая не будет зависеть (как это случается сегодня) от начальников районных, городских и областных структур, а будет единообразно, в строгом соответствии с законодательством исполнять свои важные государственные функции, — очень сильный шаг.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter