Нужны ли нам причины, чтобы полюбить, задуматься о семье?

Причины для любви

Нужны ли нам причины, чтобы полюбить, сделать или принять предложение, задуматься о семье? Должно ли все это быть спонтанным или продуманным? Важно ли только содержание признания или нужны формы, определенное место, дата в календаре?

Ту бе Ав, 15 ава по еврейскому календарю, который в этом году приходится на 16 августа, тысячелетия назад был днем хороводов еврейских девушек, одетых в белое. «Дочери Иерусалима» одалживали одежду друг у друга, чтобы не смущать неимущих, пели и водили хороводы в виноградниках, чтобы парни, присмотревшись, смогли сделать свой выбор. Этот день стал началом периода сватовства, а в наше время его сравнивают даже с Днем святого Валентина. Справедливости ради следует сказать, что этот день есть в календаре, о нем помнят, но конкретных традиций или обычаев, связанных с ним, увы, нет. Впрочем, как и нет конкретных советов и сценариев, как познакомиться с человеком, который тебе приятен. 

В то же время в Талмуде (трактат Баба Батра 121) имеется целых 6 причин для попадания данного дня без определенных обычаев в календарь. Первая причина от раввина Иегуды связана с разрешением следующему поколению после тех, кто вошел в землю  Израиля, вступать в брак с представителями разных колен. Рабби Йоханан добавляет, что на определенном этапе колено Биньямина, мы читаем об этом в Книге Судей (Шофтим 21), подверглось наказанию, лишившись права вступать в брак с представителями других колен, но в 15 ава оно было отменено. Правда, следующим в Талмуде выступает рав Нахман, объясняя, что дело не в браке между разными коленами Израиля, а в том, что 15 ава прекратился мор поколения сорокалетнего скитания по пустыне. Но и это еще не все. Причина празднования от рава Улы связана с тем, что после разделения на два царства — Израильское и Иудейское — царь Иеровам по политическим мотивам запретил посещать Иерусалим, а как раз 15 ава царь Хошеа отменил данный запрет. Рав Йосеф вообще не увидел в этом праздновании ни дня сватовства и создания семей, ни политики. По его мнению, 15 ава прекращали вырубку деревьев для нужд Иерусалимского храма. И еще одно мнение от рава Матаны о том, что день этот имеет историческое значение. После кровавых битв в эпоху римского императора Адриана был издан запрет на похороны погибших воинов, а спустя определенное время, именно 15 ава, данный запрет был снят.

Остается вопрос: кто же из данных мудрецов сыграл ключевую роль в сохранении Ту бе Ав 15 ава? И кроме этого, для чего нужно было Талмуду сохранить все причины данного праздника? Отвечая на первый вопрос, мы, возможно, не найдем верный ответ. Каждый из мудрецов, как и их причины для данного дня, важны по-своему. А вот ответ на второй вопрос более очевиден. Талмуду, скорее всего, было важно показать разные мнения даже в таком вопросе, как день влюбленных. Ведь у каждого в жизни есть своя история начала отношений, строительства и развития семьи. И, выстраивая принцип «и ты прав, и я прав», мы приходим к компромиссу, нередко находя новое и общее там, где и не думали найти. И пусть Всевышний дарует нам не только раз в год, но каждый день причины для нашей любви, а также слова и поступки для поддержки наших родных и близких.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter