Прибыльное законопослушание

Законодательная база Беларуси насчитывает около 50 тысяч различных нормативно-правовых актов. Впрочем, в развитых странах действует не меньшее количество законов. Поэтому именно внешнеэкономическая деятельность требует от производителей наибольшего внимания

Юридическая наука воистину необъятна. Например, законодательная база Беларуси насчитывает около 50 тысяч различных нормативно-правовых актов. Впрочем, в развитых странах действует не меньшее количество законов. Поэтому именно внешнеэкономическая деятельность требует от производителей наибольшего внимания к юридическому обеспечению контрактов и сделок. И проблем в этой области накопилось немало. Их активно обсуждали на республиканском семинаре для руководителей предприятий и работников юридических служб «Защита экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности». Этот форум, посвященный экономико-правовым проблемам, организовали Республиканская ассоциация предприятий промышленности «БелАПП» и Белорусский республиканский союз юристов.

Договорные  традиции 

Одна из проблем белорусских предприятий — низкий уровень договорной культуры. Видимо, сказывается привычка, оставшаяся с советских времен. В условиях плановой экономики взаимоотношения между двумя субъектами хозяйствования жестко регулировались за счет административных ресурсов. Участникам рынка оставлялся минимальный правовой зазор для самостоятельной деятельности при заключении контрактов. Рыночная же модель экономики предполагает в качестве регулятора максимально использовать институт договорных обязательств. Он постепенно начинает играть все большую роль в белорусской экономике. Однако далеко не все предприятия оказались к этому готовы. 

В своем выступлении на семинаре председатель Высшего Хозяйственного Суда, председатель Белорусского республиканского союза юристов Виктор Каменков отметил: среди дел, поступающих в производство в хозяйственные суды, доминируют споры о ненадлежащем исполнении договорных обязательств. Причем, как правило, разногласия между субъектами хозяйствования возникают не по причине финансовых сложностей одного из субъектов. В судах оспариваются те или иные пункты договоров. Количество таких судебных разбирательств за последние 7 лет увеличилось в пять раз — с 7 до 36 тысяч дел за год. 

Конечно, частично такая динамика объясняется ростом экономики и активизацией коммерческой деятельности. Скажем, производство потребительских товаров за период с 1993-го по 2007 год тоже выросло в 7—8 раз. Однако существует проблема и низкой юридической проработки контрактов и договоров субъектами хозяйствования на стадии их заключения. Конечно, восстановление справедливости через суд — цивилизованный способ разрешения всех разногласий. Но и не самый дешевый. Появляются дополнительные издержки: оплата государственных пошлин, экспертиз, адвокатов... Конечно, эти затраты рано или поздно будут возмещены выигравшей стороне, но на некоторое время часть оборотных средств все равно «замораживается». 

Как  написали,  столько  и  получили 

Особенно затратны судебные «выяснения отношений» с иностранными контрагентами. Ведь зарубежный партнер находится в другой стране, в которой действует иное, отличающееся от белорусского законодательство, недешево обходятся и услуги юристов, которые представляют интересы предприятия в чужой стране. Приходится либо командировать белорусских адвокатов, либо нанимать представителей местных юридических фирм. Но даже при выигрыше процесса нередко возникают сложности с исполнением судебного решения. Эксперты утверждают: фемида в западных странах особенно не стремится приводить «в действие» постановления, вынесенные не в пользу «родных» предприятий. Да и, в принципе, иностранные судебные машины не всегда отличаются расторопностью. По свидетельству экспертов, средний срок рассмотрения судебного иска в Европе или США составляет 3—4 года. 

К сожалению, количество проблемных внешнеэкономических контрактов у белорусских компаний и предприятий растет стремительно. Если в 2005 году в Высший Хозяйственный Суд поступило около 200 обращений по таким делам, то в 2007 году их было уже около 700. 

Конечно, неблагонадежные контрагенты есть в любой стране. Даже в самой развитой. Но нередко белорусские предприятия не обеспечивают даже минимальное юридическое сопровождение внешнеэкономических договоров. К сожалению, еще нередки случаи, когда отечественные поставщики даже не проверяют наличие регистрации у иностранного партнера и его платежеспособность. Потом, когда уже произведена отгрузка товара, а деньги на счета белорусского предприятия так и не поступают, начинают искать иностранного должника — и вдруг выясняется, что компании, реквизиты которой указаны в договоре, вообще не существует либо давно «съехала» с указанного юридического адреса. 

Вторая «болезнь» — не всегда проверяются полномочия представителей иностранных компаний, которые ставят подписи на контрактах. Потом оказывается, что владелец автографа на договоре согласно уставу зарубежного предприятия и его штатному расписанию не имеет права заключать сделки. Или его «возможности» ограничены определенной суммой. Иногда оказывается, что человек, представившийся должностным лицом иностранной компании, вообще в ней не работает. Самое грустное, что такой контракт, подписанный «никем», имеются все основания через суд признать ничтожным или недействительным. И для «невнимательного» предприятия такой оборот событий влечет серьезные убытки. 

Иногда допускаются неточности в пунктах договора, которые предусматривают санкции за невыполнение обязательств.  Судья ВХС Валерий Жандаров привел такой пример. Одно из белорусских предприятий заключило с нерезидентом контракт, который предусматривал за день просрочки платежа иностранным контрагентом пеню 0,5 %. Зарубежный партнер платеж задержал и сверх основной суммы контракта заплатил смехотворные штрафные санкции. 

— Сколько написали — столько и получили, — прокомментировал Валерий Жандаров. — За день просрочки — 0,5 %. Ведь в договоре пропустили слово «каждый». Должно было быть «за каждый день просрочки»… 

Словом, повышение договорной культуры — один из краеугольных камней юридического обеспечения белорусской экономики. Особенно когда дело касается внешнеэкономической деятельности. На территории Беларуси государство еще может в некоторой степени восстановить справедливость при помощи административного ресурса. Но при осуществлении контрактов с зарубежными партнерами приходится рассчитывать на силу своих корпоративных юристов. Как показывает практика, квалификация юридических служб на белорусских предприятиях еще далека от идеала. По крайней мере, далеко не всегда в компаниях выстроена система обеспечения экономической безопасности при заключении сделок с нерезидентами. И тут необходимо минимизировать возможность убытков для предприятия еще на стадии составления договора, разработки обязательных мероприятий по проверке добросовестности и финансовой устойчивости партнера. Восстановление своих попранных прав через суд, по мнению некоторых экспертов, самый дорогой способ обеспечения выполнения договорных обязательств. В мировой практике для этого применяется множество других, более надежных и эффективных, способов: страхование внешнеэкономических сделок, оплата через банковский аккредитив и другие. К сожалению, отечественные предприятия используют далеко не все доступные инструменты, из-за чего нередко и несут существенные издержки. 

Дайте  директору  станок 

Немало актуальных проблем подняли и выступающие — представители реального сектора экономики. По мнению генерального директора ПО «Минский тракторный завод» Александра Пухового, требование законодательства возвращать в страну валюту в течение 90 дней уже не совсем соответствует экономическим реалиям. 

— Иностранные производители тракторов — наши конкуренты на российском рынке — предоставляют своим покупателям рассрочку платежей до 82 месяцев, — отметил Александр Пуховой. — Как конкурировать в такой ситуации, когда мне валютное законодательство позволяет только три месяца? Причем сегодня у ПО «МТЗ» имеются финансовые возможности для предоставления на иностранных рынках финансовых преференций потребителям наших тракторов. Почему же не использовать это дополнительное конкурентное преимущество? 

Имеются неразрешенные вопросы и со статусом руководителей совместных предприятий, которые располагаются за рубежом. ПО «МТЗ» является учредителем целого ряда СП с той или иной долей в уставном капитале в различных регионах планеты. Но белорусы-«промышленники», которые отправляются работать и представлять интересы родного предприятия за рубеж, в некоторой степени оказываются социально незащищенными. Возникают проблемы с учетом стажа, в последующем — с пенсионным обеспечением. Если законодательно прописаны различные нюансы пребывания в другой стране сотрудников Министерства иностранных дел, то для представителей промышленных предприятий правовой статус фактически не определен. 

Заместитель генерального директора НПО «Интеграл» Александр Корзун поднял проблему правил закупки технологического оборудования. Его для отрасли микроэлектроники производят всего 3—4 компании в мире. И зачастую они диктуют покупателям и условия поставок, и основные пункты договора. И эти требования иностранных «монополистов» не всегда согласуются с нормами белорусского законодательства. Отсюда и возникновение патовых ситуаций при закупке сложнотехнического оборудования для модернизации белорусского предприятия. 

Ряд замечаний по поводу слишком сложной системы проведения тендерных торгов для закупки иностранного оборудования высказал и Александр Пуховой. Он считает: при выборе станков необходимо больше прав предоставить директору. Ведь именно он отвечает за выполнение всех экономических показателей предприятия. Значит, должен и обладать возможностью выбора технологий для производства. 

Предложения топ-менеджеров ведущих предприятий не остались незамеченными. Виктор Каменков внимательно помечал все проблемные моменты. Возможно, практический опыт вскоре найдет отражение и в действующем законодательстве. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter