Чай из целебных трав — это не только здоровье, но и доход

Прибыль в заварнике

У нас издревле из цветков, ягод, коры, травы делали как повседневное питье, так и снадобья от всяких хворей. Сегодня мы также пользуемся в быту традиционными нашими настоями. К тому же не зарастает тропа к известным травникам, которые природными дарами умеют лечить многие болезни. Что делается для сохранения нашей богатой чайной культуры и как на этом зарабатывать больше денег, в том числе и за рубежом?

Фото  pixabay.com

Раз ромашка, два ромашка

КСУП «Совхоз «Большое Можейково», которое находится в Щучинском районе, — единственное госпредприятие в стране, которое специализируется на возделывании лекарственных трав в промышленных масштабах. Здесь более 75 лет выращивают ромашку, корень валерианы, календулу и пустырник. Эти сборы используются для приготовления целебных напитков. 

— На нашу долю приходится около 80 % общереспубликанского объема заготовки лекарственных трав в Беларуси. Больше всего полей у нас отведено под ромашку аптечную — 250 гектаров. В этом году мы собрали хороший урожай — 71 тонну ромашки, 30 тонн пустырника, 200 килограммов календулы. Уборочная кампания у нас начинается в мае и заканчивается поздней осенью —  это корень  валерианы, — рассказывает директор КСУП Геннадий Коледа.

Сбор трав в хозяйстве осуществляют при помощи специальной техники. Но немало используется и ручной труд. К примеру, цветки календулы собирают только вручную — обрывать нужно лишь распущенные бутоны. Даже самые опытные рабочие за день набирают не более 25 килограммов сырья.

Достаточно хлопот и с ромашкой. Ее высевают летом, весной и зимой. В январе — феврале семена разбрасывают прямо по снегу. А время сбора —  когда от нее на руке остается пыльца. 

В октябре тут начнут массово убирать корень валерианы. С поля его везут на мойку, которая расположена…  на озере. Там сделали дамбу и специальные подъемные механизмы. В сутки в такой необычной ванне обрабатывают до 2 тонн продукции. 

Валериана, к слову, очень востребована среди фармакологических предприятий страны. Ее закупают даже в Египте, но качество значительно уступает нашему. Мгновенная сушка позволяет можейковским аграриям за четыре часа высушить корень и сохранить все целебные свойства. 

Мельче — выгоднее

Заведующая сушильным хозяйством Александра Ровбуть.
Фото Анны Каспер
В хозяйстве знают, что важно не только в срок собрать сырье, но и сохранить его в лучшем виде. Заведующая сушильным хозяйством Александра Ровбуть работает здесь третью неделю. Сама местная. После окончания Гродненского аграрного университета вернулась в родное хозяйство. Говорит, сортировка продукции — трудоемкий процесс. Идем смотреть.

Запах ромашки и календулы пьянит с порога. Кажется, им пропитан каждый сантиметр помещения. Работают на сушке и фасовке в основном женщины. Первый этап — разделение цветов и стеблей. Дальше их очищают и фасуют. Заполненные мешки отправляются на склад готовой продукции, откуда товар уходит к потребителю. 

Руководитель хозяйства говорит, что доработка сырья дает неплохую прибыль. 

— Часть нашей продукции уходит на внутренний рынок, часть — на экспорт. Планируем фасовать травы в мелкие коробки и реализовывать по более выгодной цене, — отмечает Геннадий Коледа. 

Купить продукцию хозяйства сегодня может любой. Обмолоченная ромашка обойдется в 11 рублей за килограмм, цветки ромашки — в 12 рублей, пустырник стоит 4 рубля 84 копейки. Реализуется этот особый товар и на местных ярмарках. Закупают можейковские травы, в частности, монастыри. Вся продукция имеет сертификаты качества. Это экологически чистое и уникальное природное лекарство. 

Бренд и тренд

Что сегодня в большинстве своем продается в магазинах? Если речь о чае, то, как правило, он привозной. Преимущественно черный с различными вкусами. Зеленый, красный в меньшинстве. Есть рассыпной в бумажных, жестяных упаковках и пакетированный. Совсем немного представлено отечественного травяного чая, который, к слову, дешевле, чем импортный напиток. Вот что рассказала о предпочтениях потребителей ассистент кафедры маркетинга БГЭУ Ирина Шумских:

— Мы исследовали рынок чая в нашей стране. Больше 90 % берут бренд, к которому привыкли и чье качество их устраивает. Остальные выбор делают в зависимости от цены и скидок. А в пандемию обозначился тренд уделять больше внимания полезности напитка, нежели вкусовым качествам. Речь идет о таких фишках, как поддержка иммунитета, улучшение сна и других. Действительно, чай в нише ЗОЖ приобретает определенные преимущества на рынке. 

В среднем на одного белоруса приходится полкилограмма чая в год. Такими данными поделилась зарубежная исследовательская компания. Рекордсмены здесь Турция, Ирландия и Великобритания — на одного человека там от 1 до 3 килограммов в год. Тем не менее среди европейских стран мы на довольно высоком уровне. Опережаем Чехию, Словакию, Швейцарию и других. 

По данным Белстата, ежегодно к нам поступает более 6 тысяч тонн чая. Из России — почти 4 тысячи тонн. Также закупаем в Германии, Индии, Китае, Аргентине, Индонезии, Вьетнаме и других странах. Их около 40. В 2020 году к нам завезли 7 тысяч тонн продукта на сумму 44,8 миллиона долларов. И еще: в минувшем марте килограмм черного чая стоил в среднем около 45 рублей, а в августе — больше 55.  

На рост цен серьезно повлияли внешние причины, — рассказывает заведующая кафедрой логистики и ценовой политики БГЭУ Ольга Ерчак. — У производителей подорожание отмечается с зимы этого года — на 30—60 %. Так, Ассоциация «Росчайкофе» подчеркивает, что в марте — апреле импорт сырья сократился в два раза от плановых показателей, а сроки доставки выросли с 35—40 до 90 дней.

К тому же не стоит сбрасывать со счетов  последствия экономического кризиса в Шри-Ланке. Эта страна с долей глобального рынка в 23 % заметно сократила экспорт чая.  

— Его производство там с ноября 2021 года по февраль 2022-го в годовом исчислении уменьшилось на 18 % по сравнению с аналогичным предыдущим периодом. Это, естественно, повлияло на итоги мировых аукционов. Дорожает сырье, и, следовательно, растут цены в розничной сети, — объясняет специалист.

17 главных видов

За последние 25 лет сотрудники отдела технологии продукции из корнеклубнеплодов Научно-практического центра Национальной академии наук по продовольствию разработали около 50 чайных напитков. С 2018 года велась работа над созданием детских рецептур из местных трав, цветов и плодов. На сегодня их разработано шесть. 

Дети дошкольного и школьного возраста нуждаются в большем количестве жидкости, чем взрослые, —  говорит старший научный сотрудник РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию» Ленина Филатова. — Это связано с высокими темпами роста, интенсивной двигательной активностью, структурной и функциональной перестройкой отдельных органов, в том числе пищеварительной системы. Мы изучили отечественный рынок детских чайных напитков с учетом возрастной принадлежности потребителей, состава продукта, воздействия их на организм ребенка. Оказалось, что все они — импортные. 

Прежде чем появились наши рецептуры, ученые исследовали десятки видов растительного сырья. Из всего отобрали 17 видов трав. В перечень вошли плоды шиповника, цветки черной бузины, липы, ромашки, яблоки сушеные, плоды черной смородины, черники, листья крапивы, мелисса лимонная, чабрец, перечная мята, цветки календулы, листья черной смородины, малины, душица. И еще два ингредиента — каркаде и плоды аниса — импортируются из стран с более теплым климатом.

— Все эти компоненты использовались и используются до сих пор в народной медицине: при простудных заболеваниях, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, — говорит специалист. — И так как они не содержат танина и кофеина, то не являются источниками перевозбуждения и плохого сна.

В зависимости от состава сырья и физиологического воздействия чайные напитки подразделяют на пять групп: поливитаминные, регулирующие обмен веществ в организме, тонизирующие, успокаивающие, полифункциональные, перечисляет Ленина Владимировна:

— Все они сбалансированы по витаминному и минеральному составу. Способны частично  восполнить дефицит витамина С и минералов в рационе ребенка, обеспечить организм кальцием, магнием, фосфором, калием, марганцем, железом, медью, цинком. Их разрешено пить даже с дошкольного возраста.

Эти напитки делаются на отечественных предприятиях и поставляются для школьных и детсадовских столовых. Но эта наша целебная продукция нуждается, безусловно, в большей популяризации, а значит, и наращивании производства.  

Фото Александра Касперчука

Надо расширять географию

В большинстве торговых сетей отечественный чай представлен немногими марками. Зато по цене он значительно дешевле импортного. К примеру, упаковка из 20 чайных пакетиков с ромашкой и мелиссой стоит 1,69 рубля, а вот из пяти трав подороже — 3,49 рубля. Для сравнения: российский иван-чай с имбирем, анисом и корицей или с шиповником (20 пакетиков) — 4,99 рубля. А упаковка немецкого ромашкового (25 пакетов) обойдется аж в 32,99 рубля. К слову, в аптеках эта целебная продукция тоже продается. Иногда на один и тот же товар цены у разных производителей отличаются в два раза. Как такое может быть? 

Ирина Шумских говорит, чтобы продвигать белорусский чай на глобальный рынок, надо дать людям с ним познакомиться:

— Много гостей приезжают к нам в санатории, можно туда реализовывать. Второй момент: надо делать дегустации от производителей в магазинах, аптеках. Нужно продвигать товар. И для этого должна быть выработана четкая стратегия. Проблема еще в том, что сами белорусы не так хорошо знакомы с этим продуктом. И у некоторых укоренено мнение, что привозное лучше. Установка в корне неверная, и ее надо менять. Ведь это мешает эффективной работе отечественных производителей.

Чай — это однозначно импортозамещаемая продукция. И у нас есть предприятия, способные это сделать. Но для них необходима общая карта движения, уверена специалист: 

— Мы делаем в этом сегменте качественный продукт. Поэтому история с чаями должна иметь географическое продолжение. Важно не только в белорусских торговых сетях расширять присутствие этого товара, но и идти дальше.

Лаборатория дает добро

Прежде чем попасть на полки магазинов, чаи проходят лабораторную проверку. 

К нам поступает продукция либо от отечественных изготовителей, либо от поставщиков из-за рубежа, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории физико-химических исследований Республиканского контрольно-испытательного комплекса по качеству и безопасности продуктов питания  Национальной академии наук Антонина Рачковская.  

Проверка идет по микробиологическим показателям, содержанию токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов, радионуклидов.

— Например, черный чай. Сначала оценивается его внешний вид (если это листовой, то он должен быть однородный, ровный, хорошо скрученный, если гранулированный — достаточно ровный сферической или продолговатой формы). Затем смотрим, как выглядит настой. Он должен быть ярким, прозрачным. Когда лист разваривается, цвет меняется и становится коричнево-красным или коричневым. Аромат должен быть ярким. Это что касается органолептических показателей. Дальше второй этап — физико-химический. Контроль идет на содержание водорастворимых экстрактивных веществ, массовой доли влаги и так далее.

Случаи забраковки партий единичны. В основном это касается микробиологических показателей, когда идет добавление в чай другого растительного сырья. 

В пакетиках удобнее

А как выбрать рядовому покупателю чай в магазине? Этот вопрос мы задали победителю третьего чайного чемпионата Беларуси в категории «Мастерство приготовления чая» Светлане Веремецко

 
— У нас многие думают, что хороший чай только крупнолистовой. На самом деле это заблуждение. Еще один распространенный стереотип: самый ужасный чай — в пакетиках. Объясняю: при сушке и ферментации лист неизбежно крошится на частички разного размера. И перед фасовкой его разделяют на фракции, чтобы чаинки в пачке были примерно одинаковые: от их размера зависит скорость заваривания. Крупному листу нужно больше времени, мелкому — меньше. Чайная «пыль» в пакетиках заваривается практически моментально. Но на качестве размер не отражается, потому что это один и тот же чай.

На нашем рынке на «пакеты» приходится 70 % продаж. Как ни крути, но заваривать их гораздо удобнее.

— При выборе ароматизированного чая обязательно читайте состав: по ГОСТу компоненты перечисляются в порядке убывания их количества. И если следом за чаем в списке идет ароматизатор, а лишь потом —  кусочки яблока, то в напитке будет больше химии, чем фруктов. Химию выдает слишком фруктовый запах. Люди считают, что если чай фруктовый, то он должен ощутимо пахнуть фруктами. То же самое касается и жасминового чая. Но настоящий напиток получается за счет пропитки чайного листа натуральным маслом жасмина. А цветочков в него добавляют совсем немного —  для красоты.

От любого недуга

Чай из лекарственных трав — это не только традиционный напиток кухни белорусов, но и естественный способ поддержания здоровья. Наши предки заваривали настой из местных трав, особенно любили цветочные, ароматические. 

Ксения Шмелева вместе с семьей живет в маленькой деревне на Браславщине. Она, можно сказать, потомственная травница, у ее бабушки в доме под кроватью всегда стояло много склянок с зельями от разных недугов. И пучки трав висели в доме — ими она лечила пищевые отравления и простуду. 

— Какие-то растения я выращиваю сама: шалфей, душицу, пустырник, мяту… Но большую часть беру в дикой природе. Сборы делаю под индивидуальный запрос, основываясь на проблемах человека, противопоказаниях, наличии аллергии на то или иное растение. К примеру, для успокоения нервной системы и хорошего сна подходят хмель, пустырник, ромашка, душица, мелисса, валериана, одуванчик. Для укрепления сердечно-сосудистой системы — календула, пустырник, боярышник, валериана, лаванда, крапива, зверобой. Травы для мочевыводящих путей — толокнянка, брусника, почки березы, спорыш, розмарин, любисток. А вот травы, укрепляющие иммунитет, — иван-чай, зверобой продырявленный, шалфей, мелисса лекарственная, листья брусники обыкновенной, календула, корни лопуха большого. 

Что касается цены, то 65 граммов чистого иван-чая будет стоить 16 рублей, другие травяные сборы — 14 рублей. Оказывается, есть еще и овощные чаи. Ксения делает тыквенный и морковный. Они обойдутся в 9 рублей. 

— Я начинала с совсем невысокой цены, но со временем, посмотрев на стоимость у других травников, оценив степень своего труда, чай стал стоить в 2,5 раза больше. И я считаю это очень адекватной ценой. Ведь каждый листик, каждый цветочек или ягодку я собираю и обрабатываю вручную. Плюс упаковка чая, которая тоже стоит определенных денег, электричество, которое потребляет моя электросушилка. Из этих пунктов и складывается стоимость. 

Рецептуры держали в секрете

Этнограф Лариса Метлевская рассказала, что в рационе белорусов всегда были травяные отвары и настои, которые мы сейчас для простоты называем чаем, хотя никакого чайного листа в них нет и в помине:

— Интересный факт, что пили травяные настои только тогда, когда болели. И рецептура была известна лишь травнице. Чаще всего предпочтение отдавалось иван-чаю. 

Этнограф говорит, что в зависимости от регионов были распространены разные напитки. Например, на Витебщине морковь строгали и сушили для зимы.

— Также у нас в особом почете были малина, смородина, земляника. Причем заваривались листья, сушеные ягоды, а у земляники даже коренья.

yankovich@sb.by 

kasper@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter