«Основная проблема сейчас – кадры». Чего не хватает для развития ИТ-отрасли?

Прибавить цифры

Что сегодня нужно для экономического чуда?
Когда-то задача превратить Беларусь в ИТ-страну звучала амбициозно. Сегодня же это близко к реальности. Резиденты Парка высоких технологий создают продукты, которые покупают во всем мире, а запуск Декрета № 8 дал мощный толчок развитию новой экономики. Есть реальный результат: в середине апреля Президент посетил ПВТ, где ему продемонстрировали новейшие белорусские разработки: голограммы, умных роботов и многое другое. Вместе с тем были озвучены вопросы, которые нам еще предстоит решить, — проблема подготовки кадров, цифровизация всех секторов экономики. О том, какой будет экономика будущего и что нужно, чтобы ее построить, — беседа с генеральным менеджером VP CAPITAL Николаем Марковником.

— После принятия Декрета № 8 прошло чуть более года. Экспорт компаний ПВТ превысил 1,4 млрд долларов, число его резидентов выросло вдвое. Это ожидаемый результат? 

— То, что ИT-отрасль получит новое дыхание после принятия Декрета, было прогнозируемо. Но результат превзошел ожидания — Декрет попал в точку. Но Декрет — это не про одну отрасль, а про экономику в целом. В частности, и про образование, медицину, ЖКХ. Цифровой потенциал отрасли безграничен. Блокчейн, аналитика больших данных, смарт-контракты, искусственный интеллект, интернет вещей. Эти технологии дают огромные возможности для развития. 

— В том числе возможности заменить человека?  

— Умные технологии не заменяют, а дополняют возможности человека. Делают процессы более эффективными. Образование, судебная система — эффективность любой системы повысится в разы уже только от одного электронного документооборота.  

Пока эти инструменты не реализованы. Не все меняется так быстро, как хотелось бы. Экономика — сложный механизм, где индустрии взаимосвязаны и работает огромное количество людей. Переход к цифровой экономике — это переворот мышления. Начать думать по-другому на самом деле сложнее, чем кажется. 

— Долгое время наши программисты работали в основном на аутсорс. 

— ПВТ до Декрета № 8 был «заточен» под аутсорсинговые компании. Для полноценного развития всех бизнес-моделей в ИT-секторе требовалось создать условия для «продуктовиков». Сравнение аутсорса и продукта лучше всего проиллюстрировать следующей цитатой: «Продукт — это как рождение и воспитание своего ребенка, тогда как аутсорс больше похож на суррогатное материнство».

— В последнее время о создании собственных продуктов речь идет все чаще. Насколько успешен этот процесс?

— Главный посыл Декрета — увеличить число «продуктовиков». До его подписания в ПВТ было 150 резидентов, в основном занятых в аутсорсе. Сейчас — 505, и большая часть из них делает продукт.  

— Что нужно, чтобы наша ИТ-отрасль активнее работала на внутренний рынок? 

— Не нужно ставить телегу впереди лошади. Спрос рождает предложение, а не наоборот. Белорусские компании могут выступать и выступают заказчиками многих разработок, инициатива исходит и должна исходить от них, но не наоборот.  

triangleinformationmanagement.com

— Что тормозит развитие ИТ в стране?

— Основная проблема сейчас — кадры. Рост компаний во многом упирается в недостаток кадров. За прошлый год было создано свыше 13 тысяч новых рабочих мест. Но правда также и то, что рынок перегрет. Спрос на кадры опережает предложение.

Решение здесь — развитие образования, увеличение количества специалистов, готовых работать в новой экономике. Это было основной темой недавней встречи Главы государства в ПВТ.

— Это должно вывести страну на новую ступень развития? 

— Отдельный продукт или отдельная технология не меняют мир. Мир меняют инновации в бизнес-модели. Это тот вектор, на котором должны фокусироваться все прогрессивные страны, в том числе и мы. 

Беларусь будет становиться страной с новой цифровой экономикой. Создание инновационных технологий — часть этой бизнес-модели. Но если технологическую инновацию можно скопировать, то инновационную бизнес-модель скопировать сложно. Повторили технологию — не сработало. Подобрали команду — не сработало. Решать нужно в комплексе. Инновации в бизнес-модели сложнее суммы ее отдельных частей. 

— На встрече с Президентом в ПВТ прозвучали предложения об изменениях в системе образования: английский язык — с начальных классов, усиление профориентации и так далее. Но есть и другие моменты: нужно разработать и утвердить программу, подготовить учителей, обучить школьников. Готовые кадры получим нескоро. А дефицит уже есть. Что можно сделать прямо сейчас?

— Технологии изменили подход к обучению, изменили наши шансы в жизни и дали каждому то, что раньше было доступно единицам, — свободный доступ к огромному количеству знаний. Главная ценность в новом мире — это не копить знания, а уметь в них ориентироваться, добывать, структурировать, анализировать. Все работы так или иначе скоро будут связаны с технологиями, учиться придется всегда, даже если тебе 50. Об этом стоит думать сегодня. 

Многие винят систему, которая не мотивирует учиться. Цифровая революция — это больше чем использовать новые инструменты и технологии. Это другая парадигма мышления. В новом мире придется брать все самому. Нужно только захотеть взять знания через страхи и лень. 

— Бизнес готов участвовать в решении проблем подготовки кадров. Мы видим точечные инициативы. Но потенциал сотрудничества с вузами еще не реализован. 

— Бизнес сотрудничает с вузами. Многие предприниматели читают студентам лекции, проводятся рабочие встречи, воркшопы. Компании сотрудничают с деканатами и видят всех перспективных студентов. Проблема в другом. Новой экономике нужен десятикратный рост количества выпускаемых специалистов, на которых у ИТ-отрасли есть запрос. ИТ-бизнес готов платить среднюю зарплату 2000 долларов в Беларуси при соответствующем уровне квалификации. Количества всех вместе взятых выпускников наших вузов тоже недостаточно, а при имеющемся уровне образования нельзя обеспечить устойчивый рост. Нужна трансформация системы. Задача эта — одна из самых сложных и необходимых для страны.

— В стране развивается стартап-движение, проходят хакатоны, появляются инфраструктурные объекты. Мы готовы стать стартап-нацией?

— Белорусская стартап-экосистема в начале своего развития. Ей примерно 10 лет, и у нас примерно один громкий экзит в год. Именно айтишники создают сегодня основу имиджа той Беларуси, о которой говорят в мире: технологичная, прогрессивная, инновационная. 

— Чего не хватает молодым бизнесам? 

— Глубины погружения в тему. В последние годы рынок вышел на новый высокотехнологичный уровень. Растет число научных разработок и патентных заявок от стартапов. Растет число решенных проблем. Просто хорошей идеи или презентации проекта уже недостаточно. Как и минимального продукта. Нужна продуманная бизнес-модель и сильный pre-start marketing. Необходимо исследовать рынок еще на этапе формирования идеи, до прототипа. Многие начинают прежде-временное масштабирование. Раздув штат и не найдя инвестиций, стартап умирает. 

— Что значит переход к цифровой экономике? 

— Это переворот не только в производстве. Но и в социальной сфере, медицине, образовании, госуправлении. Это переворот в наших головах. Маленькая Ирландия сегодня — это одна из сильнейших экономик мира, в ней расположено более тысячи транснациональных компаний. Но всего 35 лет назад она была в числе беднейших в Европе. Все мы знаем про экономическое чудо Сингапура. Чудо одно — технологический вектор, который сделал страны привлекательными для мировых компаний. У нас есть шансы попасть в этот топ чудес. 

Будущее — это не то, что предсказывается. Это то, что должно быть достигнуто. Вектор экономики начинают определять не государства, а транснациональные корпорации. Они становятся надгосударствами, где коммерческие интересы доминируют над политикой или договоренностями. Но они же и дают толчок развитию экономики. Мы не можем игнорировать этот факт. Это уже неизбежный глобальный процесс. И мы должны быть в этом процессе. 

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter