При реализации Государственной инвестиционной программы нужно брать курс на кооперацию — Гриц

Комментируя Государственную инвестиционную программу на 2025 год, кандидат экономических наук, экономический аналитик Георгий Гриц акцентировал внимание на существенной роли государства с точки зрения структурной модернизации в Беларуси.


— Если говорить об объемах финансирования, тренде на развитие инфраструктуры, я бы разделил это понятие на две части. Это инфраструктура социальной направленности и инфраструктура для привлечения, создания инновационных производств, — отметил он.

Если с социальными проектами все понятно и прозрачно, в их основе — создание равных условий для жителей мегаполисов и регионов, то вот в части создания инфраструктурных проектов для инновационного развития, по мнению аналитика, есть темы для обсуждения. И в частности, это финансовые вопросы.

— Конечно, соревноваться финансами с другими государствами в этой части, пожалуй, некорректно. Взять, например, актуальную сегодня тему искусственного интеллекта. Такие проекты на Ближнем Востоке не так давно обсуждал и Глава государства, — напомнил Георгий Гриц. — Так вот, скажем, Китай по объему финансирования этого направления занимает ведущие позиции в мире. Говорить, что Беларусь как суверенное государство может здесь конкурировать по финансам, было бы неправильно.

Но, по мнению экономиста, наша страна может взять курс на создание благоприятных условий для привлечения партнеров, чтобы решать вопросы в кооперации. Например, с Российской Федерацией, с которой Беларусь находится примерно в равных условиях.

— С этой точки зрения еще один нюанс, требующий внимания, — отмечает Георгий Гриц. — Это эффективность как такового проектного направления. К нему нельзя подходить бюрократически. Освоить деньги — это не совсем корректный термин, и Главу государства, что вполне справедливо, он не устраивает. Поэтому за рубежом, как правило, такие проекты реализуются в рамках государственно-частного партнерства. То есть без подтвержденного софинансирования частной компании, которая является и аудитором, и финансистом, такие проекты не реализуются. И у нас, если начинать инновационные проекты 5–6-х технологических укладов, на мой взгляд, одним из условий должно быть подтверждение софинансирования из внебюджетных источников. Это могут быть наши устоявшиеся партнеры, с которыми у страны уже есть соглашения. Например, госкорпорация «Росатом» и др. Мне кажется, этому вопросу нужно уделить больше внимания. Он может стать своеобразным драйвером или перспективой эффективности вложения этих ресурсов.

То, что это реализуемо, по словам экономиста, подтверждает наличие в Беларуси Парка высоких технологий, когда государство обеспечило условия, государственные преференции, а частные компании занялись реализацией и наполнением этого проекта.

— Другое дело, что долгое время ПВТ работал в основном на зарубежного заказчика. А местные проблемы оказались не решены. На мой взгляд, реализуя такие проекты, у государства должны быть и свои мотивации, реперные точки, условия, — уточнил аналитик. — Государство в первую очередь должно ориентироваться на свои приоритеты и работать не просто в рамках выделения финансирования, но и с точки зрения аудита проектов. Ведь здесь закладываются большие риски. И выход может быть именно в рамках кооперации — с Китаем, ОАЭ, Российской Федерацией и другими.
Лукашенко утвердил Государственную инвестиционную программу на 2025 год
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter