При чем здесь доллар?

КОГДА нынешние проблемы на валютном рынке еще только начинались, один известный экономист заметил: «Я гарантирую, что вскоре появится очень много людей, которые захотят нажиться на понятии «долларовый эквивалент». Как в воду смотрел.

Теперь нередко можно столкнуться с ситуацией, когда белорусские товары и услуги, не имеющие никакого отношения к иностранной валюте, пробуют привязать к ней.

КОГДА нынешние проблемы на валютном рынке еще только начинались, один известный экономист заметил: «Я гарантирую, что вскоре появится очень много людей, которые захотят нажиться на понятии «долларовый эквивалент». Как в воду смотрел.

Одному моему знакомому понадобилось сделать в квартире небольшой ремонт. Позвонил по объявлению. На другом конце провода ему сказали, что услуга будет стоить сто долларов. Берут белорусскими рублями по официальному курсу. Выходило, что надо заплатить пятьсот тысяч рублей. Хозяин квартиры поинтересовался, а сколько стоил такой ремонт до девальвации. Оказалось, что тоже сто долларов, примерно триста тысяч рублей. И тогда мой знакомый задал ремонтникам резонный вопрос:

— А почему это ваша услуга вдруг столь существенно подорожала? Ведь в ней нет никакой импортной составляющей. И если моя зарплата осталась на прежнем уровне, то почему она должна вырасти у вас?

В ответ услышал демагогическое:

— Доллар есть доллар.

Но если с ремонтом можно подождать или поискать более сговорчивого исполнителя, то с жилищным вопросом ситуация посложнее. Собственники квартир, которые тоже привыкли сдавать, скажем, комнату за сто долларов, стали требовать вместо трехсот тысяч — пятьсот. А если жилье побольше, оно стало обходиться некоторым съемщикам чуть ли не в месячную зарплату. В одно мгновение, воспользовавшись проблемами на валютном рынке, квартиросдатчики решили разбогатеть.

Или давайте посмотрим на ситуацию со строительством жилья. Я имею в виду частные фирмы. Раньше в столице они оперировали цифрой немногим более  тысячи долларов за квадратный метр. Естественно, брали белорусскими  свыше трех миллионов рублей. И после девальвации упорно стремятся приблизить стоимость квадратного метра в долларах к той же цене. Да, кое-что здесь подорожало, в частности, топливо. Но, простите, ведь жилые дома мы в основном возводим из отечественных материалов, доля импорта там невелика. Так при чем здесь курс доллара?

Так что же делать? Оказывается, выход есть. И его наглядно продемонстрировали квартиросъемщики. Некоторые из них прекратили арендовать жилье и вернулись к родителям, другие, скажем, из двухкомнатной перебрались в однокомнатную квартиру. Как-то я видел на автобусной остановке и такое объявление: «Молодая семья снимет дом в пригородной деревне». Все это в конце концов привело к падению спроса на съемное жилье, и его владельцы вынуждены начать снижение стоимости в долларовом эквиваленте. По существу, цена на комнату, которая стоила триста тысяч рублей в месяц, таковой должна и остаться. Это значит, что ее владелец, если хочет пересчитывать все в иностранной валюте, должен оперировать цифрой не сто, а уже шестьдесят долларов.

А мой знакомый с ремонтом некоторое время решил подождать. И как оказалось, не зря. Вскоре он нашел другую фирму, которая согласилась оказать услугу за сумму, близкую к той, которая фигурировала до девальвации.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter