Президент в целом одобрил проект Концепции энергетической безопасности Беларуси до 2020 года

В Беларуси подготовлен проект Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь до 2020 года. Об основных положениях документа 10 сентября главе государства Александру Лукашенко доложили помощник Президента Сергей Ткачев и председатель президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович.

Документ разработан во исполнение поручения Президента, данного 23 января 2007 года на совещании в Новополоцке. В состав межведомственной комиссии, подготовившей проект, вошли специалисты, ученые и практики.
Проект Концепции представляет собой комплексный документ, направленный на обеспечение энергетической безопасности страны, а значит — экономической, политической и производственной безопасности в целом.
В отличие от Концепции энергетической безопасности, утвержденной Президентом Беларуси в 2005 году, новый документ является более  масштабным и всеобъемлющим. В нем учтена ситуация, сложившаяся на рынке энергоносителей, в том числе и в связи с ростом цен на энергоресурсы, поставляемые из России.
Одно из главных новшеств — впервые разработан долгосрочный баланс топливно-энергетических ресурсов — до 2020 года, на базе которого будут формироваться планы дальнейшего социально-экономического и инновационного развития республики, а также различные государственные программы. Этот документ будет играть важную роль и при принятии других решений, связанных с различными составляющими национальной безопасности.
Проект Концепции предусматривает 12 так называемых  пороговых значений — показателей, от соблюдения которых будет зависеть энергобезопасность страны. Вводится специальный показатель энергоемкости продукции, товаров и услуг, которые производятся отраслями и отдельными предприятиями. Будет делаться акцент на использовании исключительно энергоэффективных бытовых приборов. К примеру, Национальная академия наук рассматривает вопрос о массовом внедрении светодиодной техники.
В Беларуси выстраивается прозрачная “вертикаль” в сфере энергопотребления: на уровне страны определяется баланс и энергоемкость ВВП, на уровне министерств регламентируются конкретные программы снижения потребления энергоресурсов и вопросы, связанные с удельными нормами (т.е. сколько топливно-энергетических ресурсов расходуется на ту или иную единицу производимой продукции в денежном выражении). Третий уровень — предприятия и регионы.
Согласно проекту Концепции в Беларуси будет продолжена работа по диверсификации используемых топливно-энергетических ресурсов. В частности, планируется построить три угольные станции мощностью около 800—850 МВт, которые разместятся в Брестской, Гродненской и Гомельской областях. Кроме того, по мнению экспертов, уже в ближайшее время станет ощутимой реальная экономическая выгода от перевода белорусских цементных заводов на использование угля.
По оценке специалистов, в условиях роста цен на мазут и на газ выработка тепловой и электрической энергии на угле будет в перспективе значительно выгоднее. Кстати, уголь в Беларусь можно поставлять не только из России, но и из других государств. Интересные предложения по этому поводу поступают из Украины, Польши и  иных стран.
В новом документе тщательно проработаны вопросы формирования резервов энергоресурсов. Так, к 2020 году планируется создать мощности по хранению газа, которые обеспечивали бы бесперебойную работу экономики в течение 45 зимних суток.
В проект Концепции заложено и создание мощностей по хранению мазута для работы народного хозяйства без потребления газа на этом резервном виде топлива не менее 50 зимних суток.
Президент поставил задачу выйти на общепринятый в Европе показатель: запасов мазута должно хватать не менее чем на 90 зимних суток.
Если сегодня в топливно-энергетическом балансе доля газа составляет 80 процентов, то проектом Концепции предусмотрено снижение этого показателя до 50 процентов.
Сырье доминирующей страны-поставщика в настоящее время в балансе котельно-печного топлива Беларуси составляет 90 процентов. Согласно новому документу планируется снижение его доли почти в полтора раза.
Доля использования местных видов топлива при производстве электрической и тепловой энергии доводится до 30 процентов. При этом у организаций будет возможность выбора того или иного ресурса в зависимости от экономической целесообразности.
Проект Концепции предусматривает и незначительный рост потребления энергоресурсов наряду с увеличением объема производимой в республике продукции: в расчете на 2020 год при плановом росте ВВП 320 процентов (3,2 раза) увеличение объема энергопотребления планируется не более чем в 1,3 раза по сравнению с 2005 годом.
Как было отмечено во время доклада, реализация Концепции будет стимулировать, но ни в коем случае не тормозить развитие и экономический рост в стране, несмотря на довольно жесткие требования в части экономии и повышения энергоэффективности. То есть предприятия наряду с наращиванием производства должны стремиться снижать энергозатраты в расчете на единицу продукции.
По сравнению с 2005 годом снижение энергоемкости ВВП планируется в  2010 году на уровне не менее 31 процента, в 2020 году — 60 процентов.
Стимулировать энергосбережение и повышение энергоэффективности  будет целая система административных и экономических мер, в том числе за счет введения повышенных тарифов платы за электрическую и тепловую энергию в случае, если предприятие, организация или учреждение не укладываются в установленные правительством объемы. В то же время в коллективах будут применяться денежные вознаграждения и выплаты в качестве инструмента поощрения энергосбережения и экономии.
Кроме того, будут устанавливаться лимиты предельного потребления электрической и тепловой энергии для тех или иных хозяйственных субъектов: перешагнуть установленную верхнюю планку не сможет ни завод, ни организация, ни госучреждение.
В целом предлагаемые меры в итоге позволят значительно повысить конкурентоспособность белорусской экономики.
В Беларуси планируется активно использовать практику повсеместного проведения энергоаудитов: с участием ученых и специалистов будут проверяться все уровни — от применяемых технологий до общей организации производства.
Президент указал на необходимость изучения вопросов в сфере материалоемкости и тщательного подхода к стандартизации продукции: товары, не соответствующие критериям энергопотребления, не должны поступать на белорусский рынок.
Проектом Концепции предусматривается также ряд мероприятий по альтернативным поставкам энергоресурсов из различных регионов мира. Как было отмечено, весьма  активно прорабатываются вопросы поставок энергоносителей из каспийского региона, Ирана, Венесуэлы, а также  использования портов на Черном и Балтийском морях.
Во время доклада Президент был проинформирован о работе по реализации Государственной программы инновационного развития страны. В Беларуси ставится задача в ближайшее время ввести в строй не менее 100 новых заводов и обособленных производств, которые будут иметь более энергоэффективные мощности, нежели ныне действующие.
Александр Лукашенко обратил внимание на необходимость полного выполнения мероприятий, предусмотренных государственной инновационной программой.
Совокупность всех предлагаемых проектом Концепции мер, равно как и действующая Директива № 3 об энергосбережении и рациональном использовании ресурсов, комплекс мероприятий по ее реализации, иные документы в данной сфере позволят комплексно решать задачи энергетической независимости и безопасности страны.
Президент в целом одобрил проект Концепции. Предполагается, что документ будет утвержден Указом главы государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter