Прежде всего — гарантии безопасности

Беларусь и Литва продолжают переговоры, касающиеся строительства хранилища радиоактивных отходов Игналинской АЭС. В начале февраля в Литве состоялось второе заседание межправительственной рабочей группы, созданной в рамках Конвенции об оперативном оповещении о ядерных авариях. Белорусскую делегацию, в составе которой были представители Минприроды, МИДа, Национальной академии наук, возглавлял первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Валентин Карпицкий.

Как сообщил начальник управления по надзору и регулированию ядерной и радиационной безопасности Проматомнадзора МЧС Беларуси Владимир Сонин, в ходе заседания состоялось посещение Игналинской АЭС, где были рассмотрены перспективы и обоснования по выбору площадок и строительству хранилищ. В частности, белорусской стороне были предложены две такие возможные площадки для хранения отходов низкой и средней активности, расположенные в 700 метрах и 4 километрах от границы. Наша позиция: в решении этого вопроса должен быть комплексный подход, и площадка не должна находиться вблизи белорусско-литовской границы.
По словам Владимира Сонина, переговоры и согласование по данной проблеме будут продолжены. Планируется, что очередное заседание межправительственной рабочей группы Беларуси и Литвы пройдет в конце нынешнего года в районах, пострадавших от аварии на ЧАЭС.
В то же время в литовских СМИ появились сообщения, что немецкие компании с опозданием выполняют обязательства по подготовке строительства хранилища радиоактивных отходов Игналинской АЭС, в связи с чем выделяемые Евросоюзом и правительством Литвы средства могут быть не освоены. Это встревожило депутатов сейма. А заместитель председателя парламентского Комитета защиты окружающей среды Гедиминас Якавонис потребовал от правительства и Министерства сельского хозяйства официально пояснить, какие гарантии надежности хранения радиоактивного топлива дают немецкие компании, которые выиграли конкурс на строительство и изготовление специальных контейнеров, предназначенных для складирования таких отходов. Сомнение у парламентария вызвала недостаточная прозрачность проектирования и закупок оборудования. Например, предлагаемые контейнеры очень дорогие, нетранспортабельные, а срок их службы — всего 50 лет. При этом никто не дает ответа, что будет с отходами после истечения данного срока.
Еще в 2005 году Гедиминас Якавонис предлагал парламенту принять закон, запрещающий строить на территории Литвы долгосрочные хранилища радиоактивного топлива и обязывающий искать возможности вывоза этих опасных отходов из страны. Однако законопроект был отклонен. В 2006 году по инициативе Якавониса в Парламентской ассамблее Европейского совета обсуждалась резолюция, в которой предлагалось хранить отходы не в каждой отдельной стране, а общими усилиями ядерных государств строить хранилища в нескольких геологически и экологически надежных местах мира. Резолюцию поддержала 21 страна Европы, и появилась надежда, что проблема будет решаться самыми рациональными и безопасными для окружающей среды методами. Но практических шагов по выполнению рекомендаций резолюции никто не сделал до сих пор.
Руководители Литвы тоже закрыли глаза на это предложение. И только журналисты напомнили о принципиальной позиции Якавониса, значение которой возрастает не только потому, что в 2009 году придется зарыть Игналинскую АЭС, но и в связи с тем, что страны Балтии и Польша намерены строить новую АЭС. Она будет производить ядерные отходы в таких же объемах, что и бывшая. А на вопрос, куда девать эти опасные отходы, ясного ответа нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter