Прежде чем объединиться, следует идейно размежеваться!

В ЦК КПБ мне рассказали, что на данный момент выдвижение делегатов съезда как от одной, так и от другой партии завершено...
В ЦК КПБ мне рассказали, что на данный момент выдвижение делегатов съезда как от одной, так и от другой партии завершено. «Совместные собрания по выдвижению участников съезда прошли по всей стране, — говорит секретарь ЦК КПБ Георгий Атаманов. — И поскольку было принято решение выдвигать делегатов по принципу один человек от каждой районной партийной структуры КПБ и ПКБ, то в итоге расклад получился таким: 153 человека будут представлять на съезде нашу партию, именно столько районных организаций она имеет, и 62 делегата от ПКБ. Кроме этого, мы обратились в оргкомитет съезда с просьбой предоставить статус делегатов членам Бюро ЦК нашей партии, что и было сделано. Итого на съезд, который пройдет 15 июля, официально избраны 227 человек».

Допускаю, что кто–то мог и не слышать до сих пор об этой инициативе двух компартий. Поэтому было бы справедливо напомнить хронологию некоторых событий. В начале июня инициативная группа, в которую вошли члены как ПКБ (Партии коммунистов Белорусской), так и КПБ (Коммунистической партии Белоруссии), выступила в СМИ с обращением о проведении воссоединительного съезда. Мы уже писали о том, что, несмотря на некоторую сенсационность этой инициативы, логика в таком объединении совершенно четко просматривалась. Всем известно, что существующие в стране две коммунистические партии всегда были идейными оппонентами. Впрочем, здесь, на мой взгляд, лучше дать слово самим инициаторам съезда, тем более что наш разговор с Георгием Атамановым как раз таки начался с небольшого исторического экскурса. «Фактический раскол в Компартии, тогда она называлась ПКБ, произошел в 1994 году, когда был избран первый Президент страны, — рассказывает секретарь ЦК КПБ. — Руководство партии во главе с Калякиным село за стол переговоров с правыми и подписало соглашение о взаимной деятельности. То есть недопустимый с точки зрения истинных коммунистов крен ПКБ в сторону правых, собственно, произошел именно тогда. Он стал своего рода толчком для восстановления КПБ в том варианте, в котором она действовала в составе КПСС. В 1996–м Минюст официально зарегистрировал нашу партию. Так что в нынешнем году исполняется ровно 10 лет со дня нашей раздельной деятельности. Ну а чем занималась все это время ПКБ? Да, она не исчезла как партия, но, влившись однажды в коалицию с правыми, организация до сих пор там. Говоря ленинским языком, они так широко шагнули влево, что не заметили того, как оказались справа».

К этому можно добавить только то, что если коммунисты ПКБ всегда считали себя партией оппозиции, то КПБ, напротив, зарекомендовала себя последовательным сторонником Президента и приверженцем того политического курса, который проводит власть. Столь существенные разногласия между КПБ и ПКБ наносили не только урон коммунистическому движению как таковому, но и сводили на нет все усилия партийных структур во время избирательных кампаний. Ведь, согласитесь, не у каждого избирателя возникнет желание разбираться во всех этих межпартийных перипетиях и выяснять, кто из коммунистов правый, а кто левый. Словом, и с одной, и с другой стороны нашлись люди, которые посчитали, что две партии должны воссоединиться.

Хотя надо сказать, что в ближайшем окружении Сергея Калякина — лидера ПКБ — эту инициативу восприняли, мягко говоря, без энтузиазма. Пленум ЦК ПКБ даже постановил, что участие в совместных собраниях по выборам делегатов на воссоединительный съезд и в работе самого форума будет вести к автоматическому исключению из партии. Но эти угрозы не возымели действия. «Калякин — это еще не вся партия, — рассуждает член ПКБ Павел Кикель, делегат предстоящего съезда. — Он всегда выступает с различными заявлениями от имени ПКБ, но я, например, как и другие члены партии, не всегда разделял его точку зрения. Скажем, я всегда поддерживал дружеские отношения со многими членами КПБ, ушедшими после раскола». Что касается решения Павла Кикеля присоединиться к объединенной структуре, то и здесь он имеет свою точку зрения: «Я не перехожу из ПКБ в КПБ. Потому что я не делю коммунистов на «своих» и «чужих», правых и левых. Раскол, который произошел 10 лет назад, может, и был объективным на тот момент. Но сегодня настало время объединиться».

Что касается самого съезда, как рассказали мне в оргкомитете, никаких учредительных документов там приниматься не будет. Поскольку речь не идет о создании некоей новой партии. Форум примет лишь одно решение: воссоединиться по воле рядовых коммунистов на платформе КПБ как старейшей из партий.

До объединительного съезда двух коммунистических партий — КПБ и ПКБ времени остается ровно неделя. Я решил выяснить, как идут последние приготовления к этому необычному во многих отношениях форуму. Ведь до сих пор на партийном фронте царили иные тенденции. Внутренние распри и расколы давно стали там явлением обыденным. С вопросом о том, как идет выдвижение делегатов съезда и как, собственно, будет происходить сам процесс объединения двух некогда конкурирующих компартий, я обратился к непосредственным участникам этих событий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter