«Прежде чем назначить поезд, тщательно все анализируем…»

БЫСТРО, относительно комфортно, а самое главное — дешевле в разы. Это все о наших поездах. Именно на июнь—август приходится самое большое количество пассажиров за весь период года. Многие уже заметили, что после недавней оптимизации графика движения поезда стали идти быстрее на 40 минут. Но есть и другая сторона медали: некоторые составы совсем отменили…

Какие маршруты на БЖД сократили, как быстрее купить билет и до какого времени можно колесить по пенсионному удостоверению – об этом и многом другом рассказал читателям «БН» заместитель начальника пассажирской службы Белорусской железной дороги Сергей Мацкевич

БЫСТРО, относительно комфортно, а самое главное — дешевле в разы. Это все о наших поездах. Именно на июнь—август приходится самое большое количество пассажиров за весь период года. Многие уже заметили, что после недавней оптимизации графика движения поезда стали идти быстрее на 40 минут. Но есть и другая сторона медали: некоторые составы совсем отменили…

— Сергей Петрович, как вы считаете, насколько разумным стало изменение расписания?

— Оптимизация графика ускорила движение 16-ти межрегиональных и международных поездов. На 42 минуты быстрее стал Могилев—Брест, на 42 — Минск—Гродно, Гродно—Минск — на 38, Минск—Могилев — на 27. Один из самых «громких» железнодорожных маршрутов по сокращению нахождения в пути в этом году — Минск—Вильнюс. Белорусские поезда в Литву стали быстрее на полчаса. Оптимизированы процедуры таможенного и пограничного контроля. Документы и ввозимые товары с белорусской стороны проверяют по дороге, на участке Молодечно—Гудогай. Хотя поезд временно может опять курсировать три часа. Это — один из вариантов, рассматриваемый Литвой для решения проблемы очередей во время проведения погранконтроля. Также сохранились маршруты в сообщении с Симферополем, Евпаторией, Мариуполем, Феодосией, Одессой, Анапой, Сочи, Варной, Минеральными Водами, странами Балтии.

— Изменился путь следования поезда Минск—Одесса? Что привело к увеличению движения на 3 часа. Целесообразно ли это?

— Поезд начал курсировать через Оршу, так как идет реконструкция инфраструктуры на участке Минск—Руденск. Завершить ее планируется в 2013-м. Ведется строительство подземных пешеходных переходов, новых кассовых павильонов, пассажирских платформ с навесами, проводятся другие работы. Мы вынуждены организовывать на этом участке «окна», т.е. приостанавливать здесь на определенное время движение поездов, изменять их маршрут следования и даже где-то отменять на длительное время отдельные поезда. Белорусская железная дорога приносит извинения всем своим пассажирам за эти временные неудобства. Просим отнестись к ситуации с пониманием, ведь конечная цель этой работы — рост качества обслуживания пассажиров.

Что же касается в целом отмены маршрутов следования, то прежде чем это сделать, мы тщательно проводим анализ поездов, работы станций и остановочных пунктов. Из-за неустойчивого пассажиропотока в поездах Минск—Иркутск и Брест—Волгоград нам пришлось сократить маршрут следования. Но это не значит, что он отменен. Совместно с РЖД учли возможность пересадки на другие поезда в обоих направлениях. Возможность добраться до нужных станций есть. Также сокращен маршрут Гродно—Унеча. При прохождении по территории России наполняемость поезда составляла до 30 человек. При том, что общее количество мест — 536, билеты покупали в основном до Могилева. Этот город и стал конечной станцией маршрута. Гродно—Могилев отправляется из Минска в 23.07 и прибывает в пункт назначения в 5.27. Обратно — в 19.09, в Минске — в 23.35. С пересадкой на станции Могилев можно доехать до станций Кричев и Коммунары на поездах региональных линий бизнес-класса, региональных линий эконом-класса.

При разработке графика движения поездов учесть все нюансы очень сложно. Поэтому при необходимости вносим коррективы. Так, по многочисленным просьбам пассажиров с 19 июля восстановлено беспересадочное сообщение Минск—Друя и остановки ряда поездов в Полесском регионе, оптимизируется пересадочное сообщение на крупных узловых станциях. А с 17 июня восстановлена остановка поезда № 630/629 Минск—Гродно в Воложине при следовании поезда в обоих направлениях. Кроме того, через станцию Воложин—деревня Городьки сегодня курсируют 4 пары дизель-поездов региональных линий эконом-класса, 2 пары поездов межрегиональных линий эконом-класса и одна пара поездов международных линий.

— С чем связана отмена  утреннего дизеля: выходит из Орши до Горок в 4.14 часов? Некоторым студентам приходится добираться на такси, что очень накладно…

— Поезд региональных линий эконом-класса Орша—Кричев, который отправлялся в 4.14, отменен из-за оптимизации движения по территории Беларуси в региональном сообщении. Предварительно проведенный анализ показал, что «населенность» данного поезда в среднем составляла до 30 человек в рейс. Для изучения складывающегося пассажиропотока БЖД назначила дизель-поезд № 6553 Орша—Погодино по субботам и понедельникам. Время отправления из Орши-Центральной в 05.00, прибытия в Погодино в 6.00. Определено, что поезд будет курсировать месяц, при наличии достаточного пассажиропотока рассмотрим вопрос о его назначении на весь год.

— Купить билет на некоторые поезда совсем  не просто. Мало того, что его нужно успеть буквально выхватить  из кассы, особенно если поезд будет накануне выходных, так еще и отстоять в очереди, тянущейся до входных дверей…

— Для кого-то лето — сезон отпусков, время отдыха, а для нас наступила горячая пора в  прямом смысле этого слова. Белорусская железная дорога принимает все возможные меры, чтобы перевезти всех желающих. За первую неделю лета, с 1-го по 7 июня, реализовано 389 тысяч проездных документов, что превышает уровень аналогичного периода прошлого года на 13 процентов.

Ситуация с очередями, впрочем, на постоянном контроле. В столице для удобства пассажиров установлены информационные мониторы. По ним можно отслеживать количество очередей в той или иной кассе. Кроме того, по сравнению с прошлым летом мы увеличили количество касс. Их теперь 45 вместо 36. Появились на остановочном пункте Институт культуры, в зале повышенной комфортности «Клуб СВ» на железнодорожном вокзале, на улицах Воронянского, 6, и Бобруйской, 4.

— Сергей Петрович, в последние годы БЖД развивает продажу через Интернет. Насколько это удобно для пассажира?

— Удобно. Достаточно сказать, что более 160 тысяч билетов на поезда приобрели через Интернет пассажиры Белорусской железной дороги в январе—мае этого года, что в 10 раз больше уровня аналогичного периода прошлого.

Покупка билета через Интернет занимает около трех минут. Хотя для начинающих пользователей может продлиться гораздо дольше. Все зависит от умения находить нужное. Для удобства создана видеопрезентация, где пошагово показан процесс оформления билетов. Рекомендовал бы пассажирам ознакомиться с особенностями и в правилах, размещенных на сайте.

А оплата проездных документов с использованием услуги электронной регистрации и вовсе позволяет избежать процедуры оформления в билетной кассе. Эта система действует на все поезда, курсирующие в пределах Беларуси, а также на 16 пар поездов в сообщении с Россией и на поезд Минск—Рига. Идет согласование с соседними администрациями об увеличении охвата поездов.

Хочу обратить внимание пассажиров на то, что электронная регистрация прекращается за час до отправления поезда с начальной станции маршрута его следования. Например, если пассажир приобретает билет в Минске до Витебска на поезд Брест—Витебск, то электронная регистрация прекращается за час до отбытия поезда из Бреста, а не из столицы.

— Из-за дешевизны билетов нередки случаи, когда один пассажир выкупает на время следования в пути для себя целое купе. А остальным желающим может не хватить и одного места. Законно ли это в поездах БЖД?

— Можно оформить один проездной документ и на четыре места. И при проезде по территории Беларуси следовать как одному, так и с пассажирами. А вот в международном сообщении билеты продаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

— Сохранится ли на лето скидка на электрички, предоставленная пенсионерам?

— БЖД предоставляет пенсионерам скидку в размере 50 проц. с 1 мая по 30 сентября при приобретении проездных документов на поезда региональных линий эконом-класса. Действие документа в части предоставления льготы не распространяется на проезд в электропоездах региональных линий бизнес-класса, особенность которых — в том числе нумерованные места. Скидкой не могут воспользоваться пассажиры пенсионного возраста поездов городских линий. Стоит заметить, что для приобретения льготных проездных документов гражданам следует предъявлять оригиналы пенсионных удостоверений.

— Готовится ли железная дорога принимать на своих колесах зарубежных гостей, собирающихся на чемпионат  мира по хоккею, который Минск ожидает в 2014 году? Что изменится в работе к грядущему событию мирового масштаба?

— Наши специалисты изучили опыт коллег из Украины, Финляндии и Польши в обслуживании пассажиров. Мы будем приглашать переводчиков, волонтеров, владеющих иностранными языками. На курсах английского языка пройдут подготовку дикторы, билетные кассиры, работники справочных бюро, носильщики и другие специалисты, занятые обслуживанием пассажиров, обеспечением транспортной и общественной безопасности на вокзалах и в поездах. Идет подготовка к изданию специализированных русско-английских разговорников для персонала, занятого обслуживанием пассажиров на вокзалах и в поездах.

На железнодорожных вокзалах станций Минск-Пассажирский, Брест-Центральный, Гродно, остановочных пунктах Масюковщина, Лошица установят специальные указатели с отображением информации на белорусском и английском языках. Модернизируют электронные табло с выводом расписания движения поездов на английском языке. Уже сегодня на железнодорожных вокзалах в Минске и Бресте о прибытии и отправлении поездов объявляют на трех языках — белорусском, русском и английском.

Ведутся работы по реконструкции вокзальных комплексов. До конца года закончатся в основном здании вокзала станции Брест-Центральный, вокзального комплекса станции Гродно, здания «Конкорс» станции Минск-Пассажирский. К проведению в 2014 году чемпионата мира по хоккею завершим работы по реконструкции Варшавской стороны станции Брест-Центральный.

Проработаны направления, по которым планируются перевозки гостей и участников чемпионата. Это Москва—Смоленск—Минск, Санкт-Петербург—Минск, Ярославль—Минск, Вильнюс—Минск, Рига—Минск, Берлин—Минск, Прага—Минск, Варшава—Минск, Самара—Минск, Калининград—Минск.

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter