«Р» побывала на одной из репетиций грандиозного бала в Большом театре

Превращение Золушки в королеву

Как я мечтаю попасть на бал!» — всхлипывала Золушка после того, как две ее сводные сестры отправились во дворец. «Делай все, как я скажу, а там посмотрим», — успокаивала ее волшебница и тут же давала руководства к действию. Читая эту сказку в детстве, пожалуй, каждая девочка не только переживала за бедную Золушку, но и тайно мечтала сама очутиться на балу. Сегодня любая девушка, отделив просо от мака, то есть добросовестно потрудившись, может попасть в Большой театр, где на каждый cтарый Новый год проходят танцевальные мероприятия в духе XIX века. И счастливым участницам бала даже не стоит в полночь торопиться домой, в это время там только начинается все самое интересное. Корреспондент «Р» побывала на одной из репетиций, которые вместе с дорогостоящим билетом являются пропуском в высший свет.



Эрнст и Ася Петрович на этом балу почти волшебники. Они увлеклись танцами еще в молодости, более двадцати лет назад, делали это для души. А пять лет назад в театре, прознав о существовании такой прекрасной пары, пригласили их стать ассистентами балетмейстера. Зачем хореографу помощники? Ася это объясняет просто: у профессионала очень высокие требования к тем, кто пришел с улицы. А люди, которые занимаются социальными танцами, реально оценивают, что человек может сделать с ноля. В общем, вот уже пятый год Петровичи три предновогодних месяца не только занимаются непосредственно своей преподавательской работой в вузах, но и с головой окунаются в танцы, сначала сами их разучивают, а потом обучают других. И Новый год по-настоящему в этой семье празднуют не 31 декабря, а 13 января. 

Кстати, Ася привела в театр и своего студента. Узнав, что Всеволод Чванов с детства занимался бальными танцами и по сей день увлекается ими, предложила ему тоже стать тренером на балу. Молодой человек охотно согласился, прихватив с собой партнершу. Случай Всеволода необычный, ведь чаще именно дамы приводят сюда кавалеров. Иногда и вовсе представительницы слабой половины приходят в одиночестве, рассчитывая, что в театре им найдут партнеров. Но мужчины здесь в дефиците. В этом году, например, будет тридцать пять курсантов военной академии, и их вмиг разбирают. 

Вообще молодежи на торжестве в Большом немного. Тех, кому до тридцати, процентов двадцать. Большинству участников за сорок, это, как правило, люди состоявшиеся, есть среди них солидные бизнесмены, управленцы.

— Как работается с такой публикой? – интересуюсь у хореографа-постановщика заслуженной артистки страны Юлии Дятко.

Балетмейстер Юлия ДЯТКО
— Я не обращаю внимания, кто из них директор предприятия, а кто студент. Для меня они все — ученики. Послушно выполняют все, что я от них требую. Для меня важно, что люди хотят научиться, я вижу, как у них горят глаза.

Юлия выступает балетмейстером бала впервые. Она с самого начала понимала, что это непростое дело. Во-первых, обычно имела дело с современной хореографией, а здесь старинные танцы, во-вторых, привыкла работать с профессионалами. Но сомневающуюся балерину поддержал муж, народный артист страны Константин Кузнецов. На первых репетициях он всегда был рядом, теперь, находясь на заграничных гастролях, шлет советы по телефону. Собственно, сегодня, спустя два с лишним месяца после начала подготовки к балу, Юля уже так увлеклась новым для себя делом, что сама ждет не дождется 13 января.

Да, признается, с новичками непросто. Особенно сложно им дается вальс. Но на помощь всегда приходят те самые тренеры. Дебютанты по традиции будут открывать бал полонезом. С корифеями тоже не всегда легко, ведь многие из них танцами живут лишь три месяца в году, а тут еще и усложняющаяся из года в год программа. Нынче, помимо традиционного полонеза, и контрданса их ожидает вальс под музыку белорусского композитора Владимира Солтана. Над ним как раз и приходится особенно корпеть и хореографу и ее ученикам.

Кстати, во время бала сама Юлия Дятко сменит привычную ей пачку на костюм богини Терпсихоры. Тематика бала каждый год меняется. Это, между прочим, одна из причин, почему 13 января в Большом всегда так много старожилов – тех, кто приходит сюда много лет.

Готовить именно греческие наряды участников бала не принуждают, но дресс-код – обязательное условие. Ася Петрова вспоминает, как в первое время кавалеры приходили в свитерах и джинсах, а дамы в странных современных платьях. Сегодня даже дебютантам дважды не надо объяснять: только бальное платье — и точка! Во время репетиций участницы бала украдкой обсуждают между собой, где покупали ткань или как прошла первая примерка. Но тайну, как будет выглядеть их платье, никто не выдает – все хотят удивить, услышать восторженные отзывы. И это обязательно будет! Во время бала здесь всегда особенная атмосфера: роскоши, доброжелательности, хороших манер и волшебства.



— Не только дамы здесь становятся королевами. Преображаются даже мужчины, которые пришли сюда без блеска в глазах, скорее по желанию своей второй половинки. Пусть движения, фигуры не очень правильные, зато прямая спина, уверенный взгляд. Я помню, как один солидный бизнесмен, не буду называть его фамилию, очень волновался перед балом, а вышел из театра со словами «Я это сделал!» — вспоминает Ася.

Сюда многие возвращаются и второй раз, и третий. Причиной отказа от повторного участия в бале скорее становится отсутствие свободного времени для репетиций. Но и для тех, у кого нет возможности поупражняться в па или сковывает природная скромность, найдется место в Большом театре на старый Новый год. Пожалуйте на Венский бал, там особых навыков не требуется. Или же просто в зрители. Говорят, даже находиться на балконе в такой атмосфере – это уже незабываемый праздник.

И, кстати, помните, чем закончилась «Золушка»? Да, свободные мужчины здесь в дефиците, но старожилы утверждают, что за время проведения балов в театре сложилось несколько супружеских пар. Чудеса под Новый год действительно случаются.

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter