На сцене Большого театра скоро появится опера в духе «Властелина колец»

Превращение волшебной флейты в кинжал

Почти тридцать лет шла на сцене нашего Большого театра «Волшебная флейта». Сама постановка была хороша, да и чарующая музыка Вольфганга Амадея Моцарта манила к себе зрителей. Но срок ведь немалый даже для человека, не говоря уже о спектакле. И вот в театре решили сделать перезагрузку оперы. На роль постановщика пригласили прогрессивного немца, который обещает нам фэнтези в духе «Властелина колец» и «Игр престола».

Роль Тамино в этой версии оперы, как и предыдущей, исполнит Юрий ГОРОДЕЦКИЙ, а Папагено — Сергей ЛАЗАРЕВИЧ

Кто он, этот смельчак, собравшийся из классики сделать современное произведение? Зовут его Ханс-Йоахим Фрай, человек для любителей оперы знакомый. Три с половиной года назад он уже ставил в нашем театре «Летучего голландца» Рихарда Вагнера. Режиссер не побоялся несколько изменить сюжет оперы, избежав трагического финала. Но в целом получился зрелищный спектакль в лучших классических традициях. Сейчас же Фрай решил хулиганить не по-детски.

В этом убеждаешься сразу, пересекая порог костюмерного цеха Большого. Мужской мастер по пошиву театральных костюмов Диана Абулнагимова почти тридцать лет работает в театре. За эти годы приходилось браться за наряды разной сложности, но она по-прежнему не перестает удивляться фантазии художников. И австриец Хартмут Шергхофер, который работает над «Волшебной флейтой», в числе таких. В костюмах к этой опере очень много кожи, точнее, кожзама. Но главной фишкой можно считать «плетенки»: ткань нарезалась полосками, а потом переплеталась. Получились оригинальные наряды, напоминающие те, во что сейчас облачают героев фильмов в стиле фэнтези.

Пять масок, которые мы находим на столе в бутафорском цеху, тоже как будто оттуда.

— Очень необычный реквизит для классической оперы. Это будет сюрприз для зрителей, — перехватывает наш недоуменный взгляд художник-скульптор Татьяна Байдалова.

Просто шикарные маски с рогами вводят в оцепенение от неожиданности и восторга. И только звук от брошенного на пол Татьяной Владимировной черепа возвращает на землю:

— Это часть доспехов. Видите, какой прочный.

Бутафор как будто сама еще раз проверяет качество своей работы. Она в театре около тридцати лет, доводилось делать разные вещи, но очень редко они повторялись. Каждый раз приходится изобретать что-то новое. На «Волшебной флейте» она опробовала новую технологию. Точнее, вспомнила хорошо забытое старое и добавила туда новые материалы, среди которых полимерная глина. Реквизит, словом, на загляденье. А что же флейта? Она обязательно будет. И это тоже сюрприз для зрителей: она сделана в виде кинжала.

Татьяна БАЙДАЛОВА за годы работы в театре изготовила сотни масок, но нынешние считает особенными

В общем, немецко-австрийская команда — Фрай, Шергхофер и дирижер-постановщик Манфред Майрхофер — действительно готовится нас удивлять. Пора дать слово режиссеру:

— Две оперы, над которыми я работал в вашем театре, — абсолютно разные произведения. В «Летучем голландце» очень мощная музыка Вагнера, и мы вместе с артистами должны были, внедряясь в ее глубину, понять ее и донести это зрителям. «Волшебная флейта» же — очень красивая сказка, это фантазия, наполненная разными историями. Это произведение можно воспринимать как триллер, одетый в сказочную оболочку. Эту оболочку мы хотим сделать привычной для сегодняшнего глаза, для сегодняшнего восприятия. Сейчас это принято называть «мир фэнтези». Все наше восприятие возбуждено после знакомства с такими фильмами, как «Игра престолов», «Звездные войны» и так далее. Поэтому вместе с солистами мы пытаемся создать современную сказку, полную фантазии, эмоций и впечатлений.

Почему для своих экспериментов Фрай выбрал именно «Волшебную флейту», а не какое-нибудь современное произведение? Оказалось, он вырос на этой музыке. В семь лет впервые пошел на оперу, и это был Моцарт. В 15 лет он уже участвовал в этой постановке как солист хора. А все последние тридцать лет, где бы он ни работал, произведение было неотъемлемой частью его жизни.

— И в какой-то момент я осознал, что у меня преклонение перед этой оперой. Задал себе вопрос: «Могу ли я сам ее поставить?» Ведь существует так много разных подходов к ней. И когда я обсуждал с художником идею постановки, мы пришли к миру фэнтези и вдруг поняли, что в руках у нас есть этот ключик. Последние годы очень популярными стали сказочные персонажи и придуманные миры, показанные нам кинематографом. В «Волшебной флейте» трудно определить, когда происходят действия: тысячу лет назад или три тысячи. В этом смысле фэнтези нам дает безграничные возможности: оно охватывает и далекое историческое прошлое, и современность.

Фрай не раскрывает подробности своих фантазий, тем самым только подогревая интерес к необычной постановке. Что будет после «Волшебной флейты»? Бог ведь любит троицу.

— Нельзя хвалить утро, пока не закончится вечер, — отвечает режиссер. — Поэтому мы сначала насладимся вечером, переспим это дело, и когда все останутся довольны — зрители, руководство театра и я сам, — тогда начнем мечтать о третьей постановке. Но для меня в любом случае большая радость после трех лет перерыва опять вернуться в Большой театр Минска. На русскоговорящей территории он занимает очень достойное место. Здесь замечательный оперный ансамбль: прекрасные певцы, хороший хор и так далее. Для меня огромная честь, что мне доверяют ставить здесь сначала Вагнера, а затем Моцарта. Я с удовольствием вернусь сюда еще. Но пока же все мысли только о «Флейте».

ДОСЬЕ


Ханс-Йоахим Фрай — достаточно известное имя в музыкальном мире Европы. Последние шесть лет он был руководителем концертного зала «Брукнерхаус» в Линце. Параллельно занимался режиссерской работой: ставил оперу в Батуми, Пекине, Владивостоке и других городах. Очень много работал в России. Заметил старания Фрая и Владимир Путин, он-то и предложил ему стать художественным руководителем президентского культурного центра в России. Это проект, направленный на развитие творческих способностей молодежи. Он разместится на территории бывшего олимпийского комплекса в Сочи. При этом Фрай не собирается оставлять кресло директора Дрезденского бала в «Зентер-опере».

КСТАТИ

По своему жанру «Волшебная флейта» — это классический зингшпиль, или пьеса с пением. Ее партитуру Моцарт сочинил по заказу своего друга Эммануэля Шиканедера. Впервые эта опера была поставлена в Вене в 1791 году. Сюжет, обработанный в духе популярных в то время народных феерий, полных экзотических чудес, автор почерпнул в сказке Кристофа Виланда «Лулу» из сборника фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов». По сюжету дочь Царицы ночи похитил волшебник Зарастро. Царица посылает принца Тамино спасти девушку и дает ему волшебный атрибут — флейту и помощников. Принц переходит на сторону волшебника, проходит испытания и получает любовь.

stepuro@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter