Преступные схемы теневой «богемы»

Заместитель председателя  Комитета государственного контроля Беларуси, директор Департамента финансовых расследований Cергей Барановский рассказывает о том, как подразделения ДФР ведут борьбу с  финансовыми, коррупционными и иными преступлениями

Заместитель председателя  Комитета государственного контроля Беларуси, директор Департамента финансовых расследований Сергей БАРАНОВСКИЙ (на снимке) рассказывает о том, как подразделения ДФР ведут борьбу с  финансовыми, коррупционными и иными преступлениями. 

Эффективность — один  к  десяти 

— До того, как возглавили Департамент финансовых расследований, вы, Сергей Константинович, несли службу в органах внутренних дел. Вначале на Гродненщине, затем были заместителем начальника УВД Брестского облисполкома. Интересно, как тогда вы воспринимали миссию подразделений ДФР? 

— Мягко говоря, недооценивал ее. 

— Ваше мнение поменялось потому, что вы возглавили эту правоохранительную структуру? 

— Не только. Как-то мы обсуждали эту проблему с бывшими моими милицейскими коллегами, ведущими борьбу с экономическими преступлениями. Они удивлялись, что эффективность работы наших подразделений такая высокая. 

— Какова же, Сергей Константинович, эффективность работы органов ДФР? 

— Где-то один к десяти. Из государственного бюджета на содержание Департамента финансовых расследований в минувшем году выделено 17 миллиардов рублей. Осуществляя уголовное преследование и административную практику, органы финансовых расследований за тот же год обеспечили поступление в бюджет государства 163,1 миллиарда рублей (это на 72 процента больше, чем в 2006 году), из них 74,8 миллиарда рублей в виде  денежных средств. Как видно из приведенных цифр, экономический эффект такой: на каждый вложенный рубль получена отдача почти в десять рублей. 

— Каким же образом возглавляемые вами подразделения добились столь высокого результата? 

— Мы ушли от малозначительных, пустых проверок. За год на 12 процентов сократили количество проверочных  мероприятий. Зато выявляемые нарушения стали более значимыми. В 2005 году в среднем на одну проверку приходилось  13 миллионов рублей, в 2006-м — 15,3, а в минувшем — уже 19,2 миллиона. 

При этом нам удалось избавиться от порочной практики бездумного применения к субъектам хозяйствования максимальных экономических санкций за мелкие, незначительные нарушения действующего законодательства, по сути, не наносящие вреда экономическим интересам государства. Основные усилия направлены на изъятие денежных средств и товарно-материальных ценностей из криминального оборота, выявление и ликвидацию масштабных преступных схем. 

Вначале  умыкнули у  дольщиков… 

— Раскройте, пожалуйста, если можете, секреты некоторых преступных схем и расскажите о результатах расследования нашумевших уголовных дел. 

— Мы окончили расследование и передали в суд уголовное дело по обвинению должностных лиц ТЧУП «Конверсион». С. Пилютик, С. Корсак и В. Щербаков обвинялись в хищениях путем злоупотребления служебными полномочиями в особо крупном размере, служебном подлоге и злоупотреблении служебными полномочиями в составе организованной группы. При строительстве в Минске жилого дома по переулку Инструментальному, заказчиком которого выступал Национальный олимпийский комитет Беларуси, они совершили хищение денежных средств у физических лиц — участников долевого строительства квартир в сумме 1,3 миллиарда рублей, зачисленных на специальный счет ТЧУП «Конверсион». Кроме того, указанные лица путем обмана и злоупотребления доверием завладели наличными денежными средствами физических лиц в общей сумме более 700 тысяч долларов, полученными сверх стоимости квартир, указанной в договорах о долевом строительстве. 

Недавно уголовное дело рассмотрено Минским областным судом. С. Корсак получил 9, С. Пилютик — 8, а В. Щербаков — 6 лет лишения свободы с отбыванием его в колонии усиленного режима. У всех троих конфисковано имущество. Кстати, стоимость  арестованного имущества и возмещенного в добровольном порядке ущерба составила 1,4 миллиарда рублей. По данному делу обеспечено поступление в бюджет неуплаченных налогов и сборов в сумме 237,7 миллиона рублей. 

Черный  доход  составил 311  миллиардов 

Недавно департаментом возбуждено уголовное дело по обвинению ряда лиц в незакон-ной предпринимательской деятельности, осуществляемой преступной организацией. Они использовали печати, реквизиты и расчетные счета более 30 лжепредпринимательских структур. При этом осуществляли на территории Беларуси предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Выразилось это в проведении финансовых операций по обмену безналичных белорусских рублей Национального банка в наличные доллары. Осуществлялись также и обратные операции. 

При задержании участников преступной группы у них изъято наличными 270 тысяч долларов, 12 ноутбуков и 19 персональных компьютеров, посредством которых управлялись счета лжефирм и изготавливались подложные бухгалтерские документы. На расчетных счетах лжепредпринимательских структур арестовано более1,4 миллиарда рублей, которые вскоре поступят в бюджет государства. 

«Нагретая»  ниша — лжепредпринимательство 

— Да, масштабы и изощренность теневых дельцов поражают. Лжепредпринимательство их излюбленная, «нагретая» ниша? 

— Действительно, деятельность лжепредпринимательских структур является одной из основных составляющих теневого сектора экономики Беларуси. В связи с этим органы финансовых расследований Комитета госконтроля нацелены на выявление лжепредприятий и привлечение к уголовной ответственности лиц, организовавших проведение противоправных финансовых операций. 

В 2005 году подразделениями ДФР на счетах лжепредпринимательских структур арестовано 0,4 миллиарда рублей, в 2006-м — 2,5, а в минувшем — 6,55 миллиарда рублей. По фактам создания и последующей деятельности лжепредпринимательских структур за прошлый год мы возбудили 265 уголовных дел. 

— И какие характерные особенности выявлены при их расследовании? 

— Обычно руководители лжепредпринимательских структур контролируют целую сеть таких предприятий, а незаконная деятельность осуществляется организованной группой. Так, оперативным управлением департамента пресечена деятельность организованной преступной группы, возглавляемой жителем Минска Ю. Репичем. Он организовал в белорусской столице сеть лжепредпринимательских структур, осуществлявших деятельность по незаконной конвертации валюты и обналичиванию через расчетные счета лжепредприятий и вкладные счета физических лиц (граждан Украины) денежных средств. Общая сумма финансовых операций, совершенных с нарушением действующего законодательства, составила свыше 6,8 миллиона долларов. У участников преступной группы изъята наличная валюта в сумме 383 тысячи долларов. Общая сумма средств, арестованных в результате проведения данной операции, превысила 1,3 миллиона долларов. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий у участников преступной группы (шесть наиболее активных из них взяты под стражу) изъято более 80 печатей лжепредпринимательских структур. 

«Накрыли»  подпольное производство под  Минском 

— Каким образом злоумышленники пытаются легализовать товарно-материальные ценности субъектов хозяйствования, приобретенные ими преступным путем? 

— Мы постоянно выявляем и контролируем преступления такого рода. За год возбудили 12 уголовных дел по статье 235 УК. По ней предусмотрена ответственность за легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем. Нами перекрыт, например, один из крупнейших каналов поставок ядохимикатов в Беларусь, а также пресечена деятельность крупнейшего подпольного производства средств защиты растений. Как установлено, химическое сырье неизвестного происхождения расфасовывалось на подпольном производстве, расположенном в одном из недостроенных коттеджей. В дальнейшем это нечто реализовывалось на территории Беларуси под видом продукции известных иностранных компаний. Естественно, те, кто химичил подобным образом, уклонялись от уплаты налоговых платежей. С целью легализации незаконно ввезенных ядохимикатов и получения сверхприбылей от реализации фальсифицированных  средств защиты растений участники организованной преступной группы задействовали ряд лжепредпринимательских структур. В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий арестовано денежных средств и имущества на общую сумму около 7 миллиардов рублей. Возбуждено несколько уголовных дел, четыре человека арестованы. 

54  иконы  на  миллион долларов  

Пути и способы легализации бывают самыми разными. Порой и неожиданными. Приведу наглядный пример. В нынешнем году ДФР возбуждено уголовное дело в отношении ряда граждан Беларуси. Они на протяжении пяти лет в составе организованной преступной группы осуществляли незаконную предпринимательскую деятельность: организовали выполнение строительных работ на объектах различных ОАО —  «Гродно Азот», «Скидельский сахарный комбинат», «Беларуськалий», «Гродненский комбинат строительных материалов», «Красносельскстройматериалы» — от имени и с использованием реквизитов лжепредпринимательских структур. При этом получили более чем солидный доход — свыше 16 миллиардов рублей. 

Мы наложили арест на денежные средства и имущество злоумышленников (шестеро из них заключены под стражу) на общую сумму около 1,5 миллиона долларов. У одного из участников преступной группы изъято 54 иконы, представляющие историко-культурную ценность. По предварительной оценке представителей Министерства культуры, стоимость этих икон составляет не менее 1 миллиона долларов. Такие вот интересы и запросы у теневой «богемы». 

Каковы  основные задачи  финансовой милиции? 

— Исходя из всего вышесказанного сформулируйте, пожалуйста, основные задачи финансовой милиции. 

— Они были определены главой государства еще в 2001 году, при образовании Департамента финансовых расследований. Всего же история органов финансовых расследований Беларуси, напомню, ведет свой отсчет с 5 августа 1992 года. Так вот, Президент при реорганизации нашего ведомства поставил цель: сделать органы финансовых расследований, по существу, одним из основных инструментов государства в борьбе с налоговыми и финансовыми преступлениями, при этом создать максимально эффективный механизм совместной работы с высшим контрольным органом страны. 

Глава государства назвал и основные задачи органов финансовых расследований. Это предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сферах предпринимательства и налогообложения. Производство дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным законом к компетенции органов финансовых расследований. Разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах. Взаимодействие с правоохранительными органами республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью. 

— Как налажено это взаимодействие? 

— Самым тесным образом. Мы боремся с экономическими преступлениями, взаимодействуя с МВД, КГБ, ГПК, ГТК, МНС. Хочу отметить роль органов прокуратуры, которые осуществляют строгий, но справедливый надзор за соблюдением законности. 

Наш департамент является структурным подразделением Комитета государственного контроля. Ежегодно от него мы получали 100—200 материалов и возбуждали по ним около 100 уголовных дел. А вот в прошлом году к нам поступило более 200 информаций, и по ним возбуждено 407 уголовных дел. По-моему, эти цифры говорят сами за себя. 

Очень тесное сотрудничество у нас и с еще одним структурным подразделением КГК — Департаментом финансового мониторинга. Приведу весьма наглядные цифры: если в 2006 году по информации финансовой разведки мы возбудили 48 уголовных дел, то в минувшем — уже 229. 

— И какую цель преследуете, возбуждая такие уголовные дела? 

  Главное, чтобы было возвращено то, что похищено. Если кратко сформулировать основную задачу финансовой милиции, то она заключается не в том, чтобы  наказать и посадить виновных, а чтобы предотвратить и возместить экономический ущерб государству. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter