«Каждый случай пропускаешь через себя, живешь судьбой и болью этого ребенка»: как сотрудники милиции борются с педофилами

Преступная тяга к детям

Тех, кто обращает сексуальную активность в сторону детей, меньше не становится: в педофилии уличают врачей и учителей, тренеров, предпринимателей и приемных отцов-воспитателей. Как уберечь ребенка от таких злоумышленников, куда обращаться при возникновении нехороших подозрений, как различать педофилов и людей, искренне любящих детей, — над этими вопросами иной раз задумываются многие родители. Об особенностях борьбы с преступлениями сексуального характера в отношении детей «Р» рассказал Дмитрий Цаюн, заместитель начальника главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ.

Тактика груминга

— Как сейчас обстоят дела с преступлениями против половой неприкосновенности детей? Может быть, их стало меньше? 

— За прошлый год мы установили 409 подозреваемых в педофилии, что на 162 больше, чем в предыдущем. Выявлено 831 преступление против половой неприкосновенности детей. По сравнению с 2017 годом этот показатель вырос более чем на 37 процентов. Это не значит, что у нас случилась эпидемия педофилии — просто мы научились эффективно выявлять подобные злодеяния. Чем больше негодяев мы изобличим сегодня, тем меньше детей пострадает от их действий завтра.

— Изменилась ли тактика педофилов, которые пытаются подобраться к детям?

— И значительно! Сейчас знакомство с потенциальными жертвами злоумышленники часто начинают в интернете. Тонкие психологи, в переписке они быстро выясняют все о личности ребенка, определяют, с кем он живет, близок ли с родителями, насколько доверчив. Например, один из педофилов, обосновавшийся в дачном массиве близ Заславля, воспользовался интересом мальчишек к военной тематике. Он создал в социальных сетях вымышленные аккаунты и под видом руководителя детского военно-патриотического лагеря вступал в переписку со школьниками. Общение следовало держать в тайне, но это ребят не настораживало, ведь новый знакомый представлялся заодно «агентом спецслужб». Под предлогом «проверки мужественности и выносливости» мужчина завлекал детей в лес, где совершал насильственные действия сексуального характера. Он успел воспользоваться беззащитностью трех мальчиков. «Агента спецслужб» приговорили к 11 годам лишения свободы.

Исполнительный директор крупной фирмы оказался тайным поклонником чересчур юных барышень. На протяжении полутора лет он переписывался в соцсетях под вымышленным именем с несовершеннолетними, а то и малолетними девочками, склонял их к занятиям проституцией, а потом сам же и являлся на встречи под видом клиента. В отношении мужчины возбуждено 42 уголовных дела, он наказан 11 годами неволи.

Виртуальное общение взрослого с несовершеннолетним для последующего интимного контакта или других грязных целей называется грумингом. Более чем в 100 странах мира это деяние является уголовно наказуемым. МВД Беларуси давно добивается его криминализации, но пока эта инициатива не находит поддержки.

— Значит ли это, что груминговые преступления остаются безнаказанными? 

— Безусловно, эти факты отслеживаются. Другое дело, как они квалифицируются. В Уголовном кодексе нет конкретной статьи, где были бы прописаны все признаки состава преступления и четко изложены основания для возбуждения дела. Сексчатинг, сексторшн, секстинг между взрослым и ребенком могут рассматривать как развратные действия или как понуждение к действиям сексуального характера. Эта неопределенность действительно приводит к тому, что отдельные факты груминга остаются безнаказанными. 

Кстати, на сайте МВД идет опрос на тему информированности о преступлениях сексуального характера в отношении несовершеннолетних и мерах по борьбе с этими злодеяниями. Мы выясняем, насколько наши граждане осведомлены о проблеме, поддерживают ли инициативу по внесению в законодательство поправок, позволяющих наказывать педофила не только за совершенное насилие над ребенком, но и на стадии приготовления к нему. Призываю всех высказать свое мнение!

— Благодаря чему становится известно о случаях педофилии — профессионализму сотрудников милиции или большей откровенности потерпевших и их окружения?

— Семь лет назад мы провели криминологический анализ, который позволил спрогнозировать рост числа выявляемых преступлений против половой неприкосновенности детей. Так что мы были к этому готовы. Прежде всего следовало объединить усилия всех заинтересованных государственных органов и общественных организаций, поскольку одними силовыми методами здесь никак не обойдешься. Кардинально изменилась ситуация в системе образования. Раньше в школах даже были случаи укрывательства фактов педофилии, педагоги молчали, боясь наказания, позора для школы. Теперь все понимают: чем раньше о насилии станет известно, тем больше шансов минимизировать это зло.

И в сети не спрячутся

— Кроме информации от самих жертв насилия, медиков и педагогов, какие методы и технологии используются для борьбы с педофилией? Может быть, планируется освоить что-то новое?

— Мы активно внедряем в свою работу программное обеспечение для сбора и анализа открытой информации из файлообменных сетей, чтобы выявлять тех, кто распространяет или коллекционирует детскую порнографию. Речь идет о разработке Центра поиска пропавших и эксплуатируемых детей США Child Protection Systems (CPS). Анализируем также целесообразность использования других программных продуктов, с которыми имеют дело иностранные коллеги в сфере противодействия торговле людьми. 

В МВД разработан проект «дорожной карты» по противодействию педофилии, где четко прописаны функции всех заинтересованных сторон — государственных органов, общественных и неправительственных организаций. Документ касается нескольких аспектов: профилактика, предупреждение, реабилитация потерпевших, реинтеграция в общество, информационная кампания.

Успех в выявлении и раскрытии таких преступлений, несомненно, обусловлен и личным отношением сотрудников. Когда каждый случай пропускаешь через себя, живешь судьбой и болью этого ребенка, тут, что называется, ноги сами несут.

— А как обстоят дела с профилактикой и оказанием помощи пострадавшим? Планируется ли внедрять какие-то новые подходы?

— Начата реализация нового масштабного проекта. В декабре 2017 года запущен информационный ресурс для профилактики и лечения наркомании. На сайте pomogut.by аккумулируется вся информация, необходимая для тех, кто столкнулся с проблемой: перечень организаций, которые занимаются лечением и реабилитацией, контакты учреждений, оказывающих социальную помощь и услуги по трудоустройству, общие сведения о наркотиках и наркомании, медицинских и правовых последствиях потребления и распространения. Сейчас ведется разработка второй ветви ресурса, которая будет посвящена профилактике и предупреждению преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы детей. Источники финансирования определены, техническое задание готово. Теперь решаются вопросы с разработчиками, далее — дело за контентом. Если все получится, то мы сможем воплотить эту идею в жизнь к лету. Посещение сайта будет интересным для пользователей всех категорий и возрастов. Надеемся, что эти начинания возымеют ощутимый положительный эффект.

Елизавета БЕЦКО,

Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ

nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter