Преступление и раскаяние

О «либерализации» помилования

Что в мире происходит с понятиями добра и зла? Наблюдая за последними перипетиями в сфере публичной политики, кажется, что они поменялись местами. Для некоторых уже не существует ни Бога, ни черта, ни морали, ни совести — только политическая целесообразность. Воровал? Назови себя борцом с режимом и тебе выдадут индульгенцию. Устроил непристойные пляски в храме Христа Спасителя, как это сделали девушки из группы Pussy Riot? Скажи, что это сделано «против Путина», — и тебя пожалеют. Кстати, вчера стало известно, что организация «Международная амнистия» признала арестованных участниц Pussy Riot узницами совести... Неужели любое «против» прикрывает сегодня самые безобразные явления, которых раньше люди стыдились, а сегодня бравируют?


На днях эта тема была поднята и на самом высоком уровне российской политики. Дмитрий Медведев поставил отрицательную резолюцию на заключение экспертов по институту помилования. Медведеву было предложено согласиться с тем, что глава государства имеет право помиловать любого преступника, если преступник об этом не просит. Президент не согласился с заключением экспертов...


Таким образом Дмитрий Медведев развеял мысли о том, что Михаил Ходорковский (а речь, как всем понятно, в первую очередь идет о нем) в ближайшее время может быть освобожден без признания за собой вины в тех уголовных делах, которые заведены на него. Более того, Президент России не обязан ни перед кем отчитываться за такой отказ. Таким образом, остальные из «списка политзаключенных» также не могут рассчитывать на снисхождение Президента.


Для белорусского общества эта проблема интересна тем, что у нас недавно поднимался вопрос о помиловании. Вспомним отказ Президента в помиловании Ковалева, осужденного к ИМН по делу о прошлогоднем теракте в Минском метро, а еще раньше вспомним помилование некоторых активистов оппозиции, обвиненных в участии в беспорядках 19 декабря 2010 года. Так что тема актуальна.


Однако, возвращаясь к Москве, подумаем, почему вопрос о «либерализации» помилования встал именно сейчас? Видимо, потому, что покидающий Кремль Медведев, по мнению некоторых заинтересованных лиц или групп, под занавес своего президентства мог бы совершить ряд «добрых поступков». Ведь подаче экспертного заключения по помилованию предшествовало требование Медведева проверить законность и обоснованность обвинительных приговоров в отношении 32 человек, в том числе Ходорковского и Лебедева. Дела эти проверены, ничего не случилось. Вот тут и появилось экспертное заключение. Дескать, если через генеральную прокуратуру решить проблему не смогли, то ее можно обойти... Не получилось.


Медведев не захотел выдавать политическую индульгенцию человеку, который не скрывает своего желания стать одним из лидеров борьбы с Кремлем и отрицает при этом совершенное преступление. Причем лидерство его будет освящено тем, что он «боролся с путинским режимом» еще до отсидки. Вопрос о криминальной стороне его уголовного дела при этом как–то уходит в сторону.


Лично мне как–то довелось слушать на одной из дискуссий — преподавателя московского вуза, который прямо заявлял, что Ходорковский на самом деле виновен в экономических преступлениях, но сажать его не следовало, поскольку он — борец с режимом. На мой вопрос, значит ли это, что противники режима могут нарушать закон и не должны нести за это наказания, оппонент ответил, что противники режима вообще–то борцы за демократию, поэтому их наказание нарушает права человека.


Эта дискуссия хорошо показывает, до чего может довести ложно понятая политическая целесообразность. Если бы Медведев помиловал Ходорковского без просьбы со стороны заключенного, у бывшего главы «Юкоса» оказался бы огромнейший козырь — он бы доказал, что не все гладко было с обвинением. Современная российская власть, по моему мнению, достаточно дальновидна, чтобы не допустить подобного развития событий. И дело тут не только в политических амбициях. Механизм власти — это прежде всего механизм защиты общества от неконтролируемого распада, а он начинается за гранью добра и зла.


...Кстати, непутевым девушкам из Pussy Riot дали отеческий совет: найдут силы измениться, признать свою неправоту и больше никогда не совершать ничего подобного — тогда и проявят к ним милосердие. Однако никакого раскаяния от них до сих пор не прозвучало... Тогда слово за судом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter