Престижная профессия

Кто будет работать на АЭС

Кто будет работать на АЭС


К концу этого года будут выбраны площадка под строительство АЭС и исполнитель проекта. Безусловно, нам жизненно важно разнообразить источники поступления энергии. Но только ли в этом польза от строительства станции? Размышляя об этом, я вспомнила слова Александра Трифонова - доктора технических наук, заведующего лабораторией Объединенного института энергетических и ядерных исследований - "Сосны" Национальной академии наук: "Если бы мы тянули с принятием решения об АЭС еще 10 - 15 лет, то в стране не осталось бы специалистов, способных прочитать курс лекций по ядерной физике. Это - серьезный пробел в развитии науки и подготовке кадров высшей квалификации. Что для страны с традиционно высоким интеллектуальным потенциалом, пожалуй, недопустимо, а лучше сказать, недальновидно". А ведь правда: космическая, атомная программы - своего рода международный знак отличия. Сертификат качества интеллектуального потенциала государства.


Ядерщиков, как футболистов, пока придется покупать...


Проблема уже обозначилась: дефицит кадров. В "Соснах" (институт - мозговой центр ядерного проекта) нынче "в теме" - неоперившаяся молодежь да спецы за пятьдесят. Их большинство. Былой двухтысячный штат ужат до 450 сотрудников. И это в основном теоретики да экспериментаторы. А нужны опытные практики. Как будем исправлять ситуацию? Время не ждет. По общепринятым нормативам за 2 года до ввода ядерного реактора в эксплуатацию (то есть до 2014-го) станция должна быть полностью укомплектована персоналом. Понадобится 1.150 - 1.200 профессионалов, минимальный срок "выпечки" которых - до 8 лет. Физики-ядерщики учатся в вузе 5 - 5,5 года, затем до 3 лет стажируются на тренажерах действующих станций за рубежом. Плюс магистратура, аспирантура в российских университетах (в Москве, Обнинске) для будущих докторов и кандидатов наук. А ведь научное сопровождение проекта понадобится с первых дней. Но 2008 и 8 в сумме 2016. Словом, цифры пока "не пляшут".


"Часть специалистов-практиков придется привлекать из-за рубежа, - полагает Николай Груша, заместитель генерального директора ОИЭЯИ - "Сосны", - и с их поиском проблем нет. Сами откликнулись. На Игналинской АЭС (вероятно, она скоро будет закрыта) сейчас работает очень много выходцев из Беларуси. Они готовы вернуться на родину, если им предложить полный социальный пакет (высокая зарплата, жилье, школы, медцентры). Уже практически определен кандидат на должность главного инженера. Это выпускник физфака БГУ, который участвовал в пуске нескольких энергоблоков третьего поколения "нашего" водо-водяного типа".


По словам директора государственного учреждения "Дирекция строительства атомной станции" Михаила Филимонова, опытных приглашенных кадров, которые будут работать непосредственно в реакторном цехе, понадобится 70 - 80 человек. "Остальных - электриков, например, турбинщиков - сможем "рекрутировать" с тепловых электростанций, - уверен Михаил Филимонов. - Обучим, предложим хорошую зарплату, жилье. Убежден, что даже при нынешнем дефиците строительных кадров 5 - 7 тысяч высококвалифицированных строителей тоже найдем. Если в стране появится крупный объект, где можно заработать неплохие деньги, те, кто сейчас "шабашит" в Москве и Санкт-Петербурге, вернутся. По разным оценкам, их несколько сотен тысяч, а нам нужно меньше десятка тысяч".


Однако стройка, на которую нынче замахнулась Беларусь, непростая. Что скрывать, АЭС - объект повышенной опасности. Навскидку и на глазок возвести ее не получится. По силам ли "вышколить" кадры? "Мы готовим беспрецедентные меры контроля на этом объекте, - будто ожидая вопрос, отвечает Михаил Филимонов, кстати, работавший начальником участка строительства АЭС, которая, если бы не авария в Чернобыле, в 1990 году могла быть под Минском. - Условно говоря, каждый поворот головы рабочего будет расписан, меры контроля удвоены и утроены. Тщательность, с которой страна выбирает площадку, поразила специалистов МАГАТЭ, приезжавших с инспекцией в мае. Никаких претензий у заграничных профи не возникло".


Кадровый резерв


Если для основной массы строителей достаточно будет переподготовки и жесткой дисциплины, то эксплуатационников придется растить с нуля. Уже в нынешнем году план приема в технические вузы страны увеличен на 220 человек. Это прямой результат принятого решения о строительстве АЭС. Около 10 новых специальностей и специализаций открылось в техническом университете, на физфаке БГУ, в университете информатики и радиоэлектроники, Международном экологическом университете им А.Д.Сахарова. Рекомендации Министерства образования выполнили все вузы, хотя программа подготовки кадров для ядерной энергетики еще только верстается и станет "азбукой" только с 2009 года.


- Чтобы ускорить подготовку своих ядерщиков, инженеров-строителей, программистов, радиохимиков, дозиметристов, придется на первых порах переквалифицировать третьекурсников, выбравших родственные специализации, - раскрывает планы Николай Груша. - Им, как в свое время это было при СССР, на мой взгляд, надо предложить повышенные стипендии, в перспективе, возможно, отсрочку от призыва в армию, обеспечение жильем. При этом проводить более тщательный медицинский и психологический отбор.


- Но преференции дадут не просто так, - парирую я, - логично поставить и встречные условия...


- Конечно, выпускники должны отработать 3 - 5 лет на белорусской станции. Главное, чтобы потом квалифицированные специалисты не уезжали к соседям. В России сейчас строятся Ленинградская, Нововоронежская АЭС, запланировано сооружение Калининградской. Уровень зарплаты на новых станциях будет всегда выше среднего. Но, думаю, мы найдем возможность, чтобы удержать наших специалистов. Атомщики во всех странах - элита. Ежегодно они обязаны повышать квалификацию на действующих станциях за рубежом, слушать лекции в лучших профильных вузах и раз в 5 лет проходить аттестацию. Чтобы подготовить таких специалистов, уже со следующего года наши вузы будут приглашать читать лекции кандидатов и докторов наук из Украины (Севастопольский национальный университет атомной энергетики и промышленности), России (институты в Обнинске, Москве, Новосибирске) и стран дальнего зарубежья. Туда же белорусские ребята будут регулярно выезжать на стажировки и в командировки.


Кроме того, в институте "Сосны" появится учебный центр с самым современным оборудованием. Это программные комплексы, которые моделируют пульт управления ядерным реактором, тренажеры для имитации физических процессов в реакторе. Суперкомпьютер "СКИФ-500", созданный по союзной научно-технической программе, также переедет в "Сосны". Здесь появится мощный мозговой атомный центр.


Взгляд в будущее


Любой процесс, в том числе и происходящий внутри ядерного реактора, сегодня можно просчитать, условно говоря, за тысячи километров от него. Причем с абсолютной точностью. Но если это делать на обычном компьютере, то, скажем, ответ на вопрос, как повлияет на износ корпуса реактора смена топлива, получим через год или два. А он нужен немедленно. "С такой задачей справятся суперкомпьютеры "СКИФ". Один, - рассказывает Леонид Бабичев, ведущий научный сотрудник ОИЭЯИ - "Сосны", - будет установлен в нашем вычислительном центре и по оптоволоконным сетям связан с тем, что останется в Объединенном институте проблем информатики. Через Интернет, если не хватит своих возможностей, можно будет воспользоваться и вычислительными мощностями российских суперкомпьютеров". В общем, очень похоже на то, как мы покупаем электроэнергию. Мало - можно попросить у соседей.


Но машины обслуживают люди. Чтобы писать программы для суперкомпьютеров, правильно формулировать задачи, придумывать их решение, обеспечивать защиту информации, нужны кандидаты и доктора наук. АЭС - высокотехнологичное и наукоемкое производство. Поставщик оборудования не подарит все необходимое программное обеспечение. Только эксплуатационную его часть. Так что, по каждому "чиху" ездить в чужую страну? Не слишком ли дорогое удовольствие? "Дело даже не в деньгах, - уточняет Николай Груша, - не останавливать же реактор в процессе ожидания подсказки? Пока мобилизуем усилия физиков-ядерщиков, химиков, математиков и программистов высшей квалификации, которые рассредоточены по различным институтам Академии наук. Затем подготовим свои национальные научные кадры для ядерной энергетики. В процессе управления станцией постоянно могут возникать все новые и новые непростые задачки. На этом тоже нельзя экономить".


К слову, Правительство уже готово выделить на научное сопровождение подготовки строительства АЭС 9 миллиардов рублей из бюджета и инновационного фонда Минэнерго. А дополнительные инвестиции в интеллект, как известно, окупаются сторицей.


Кстати


1,5 человека на место - таков был конкурс на новую специальность "Строительство тепловых и атомных электростанций" в Белорусском национальном техническом университете. Проходной балл - 233. "Это значит: молодежь уверена в том, что будущее - за атомной энергетикой", - считает Владимир Стасевич, первый заместитель секретаря приемной комиссии БНТУ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter