Что эпидемиологическая ситуация изменила в образовательном процессе аграрных вузов

Преподаватель в прямом эфире

Май — горячая пора не только для аграриев, но и для студентов. В это время начинаются зачеты, идет полным ходом подготовка к летней сессии, а выпускники сдают госэкзамены и собираются защищать дипломные работы. Однако пандемия коронавируса внесла определенные коррективы в их привычный ритм жизни. В связи со сложившейся эпидситуацией некоторые учебные заведения временно перешли на дистанционную форму обучения. Такие меры приняли в БГУ, БГУИР, БНТУ, БГЭУ и других университетах в регионах. А как дела обстоят в аграрных вузах, где в обучении большую роль играют практика и участие преподавателя в подаче учебного материала?

БЕЛОРУССКАЯ государственная сельскохозяйственная академия в Горках все это время работает в штатном режиме. На дистанционную форму обучения были переведены только студенты мелиоративно-строительного факультета, где обнаружили COVID-19 у одного студента. По словам проректора по учебной работе Михаила Волкова, чтобы обезопасить людей, все дисциплины для ребят проводили с помощью виртуальной системы Moodle, которую здесь уже несколько лет используют в работе с заочным отделением, видеоплатформ Zoom и Skype, а также других средств связи: 

— Переводить остальные факультеты на дистанционное обучение нет необходимости. С помощью специалистов районного центра гигиены и эпидемиологии удалось быстро найти и изолировать заболевшего человека. Поэтому, скорее всего, получилось вовремя все локализовать и не допустить вспышки. Кроме того, предприняли определенные меры предосторожности для тех, кто ходит на занятия в академию. Например, во время лекций разбили большие потоки на мелкие группы. Так, в одной аудитории не должно быть больше 25 человек. Лекционные у нас просторные и позволяют соблюдать необходимую дистанцию, поэтому решили поступить таким образом. В общем, держим ситуацию под контролем. Новых заболевших, слава богу, нет. В настоящее время мелиоративно-строительный факультет работает в штатном режиме.


В Витебской государственной академии ветеринарной медицины тоже обходятся без дистанционной формы, но уже больше месяца часть студентов на индивидуальном обучении. Ректор академии Николай Гавриченко объяснил «СГ», что проводить занятия дистанционно невозможно, так как в ветеринарии очень много практических моментов, которые проблематично объяснить на словах:

— До 60 процентов студентов находятся в академии и, в зависимости от предмета, занимаются с преподавателем либо индивидуально, либо всего по несколько человек. Но мы не загоняем ребят насильно. С помощью системы Moodle, где несколько лет назад разместили все необходимые материалы для заочников, они могут учиться прямо из общежития. Там и лекции, и видеоматериалы, а некоторые преподаватели, например по анатомии, даже прямые эфиры ведут. Однако многим студентам сложно разбираться самостоятельно, поэтому они приходят консультироваться. Это, конечно, заметно повысило нагрузку на преподавателей, ведь теперь нужно объяснить материал каждому по отдельности. 


Николай Иванович говорит, что хватает и тех, кто с согласия родителей проходят обучение дома. Все практические вопросы изучают в клиниках или сельхозпредприятиях по месту жительства. С теоретической частью можно ознакомиться в системе Moodle либо на странице кафедры на официальном сайте академии. Каждому студенту регулярно высылаются различные задания, которые нужно выполнить и отправить в определенный срок. 

— Наш студент знает: пока полностью не изучит программу своей специальности, не предоставит все выполненные задания — к зачетам и экзаменам допущен не будет, так что лишний раз ребят, занимающихся дома, дисциплинировать не нужно, — заключает ректор. 

В ОТНОСИТЕЛЬНО привычном режиме работает и Гродненский государственный аграрный университет. Еще в начале марта администрация вуза стала принимать все необходимые меры предосторожности, рекомендуемые Мин­здравом: социальное дистанцирование, отмена всевозможных мероприятий массового характера, включая проф­ориентационные, дополнительная уборка помещений дезсредствами, масочный режим. Также разграничили потоки студентов на группы не более 60 человек. Но когда эпидситуация начала ухудшаться, в университете решили перевести часть занятий на контролируемую самостоятельную работу. Проректор по учебной работе Иван Дорошкевич акцентирует: 

— Прежде всего перевели часть курсов теоретического вида, в основном лекции. Решение о том, какую дисциплину переносить на самостоятельную работу, а какую оставлять в аудитории, принимали деканы факультетов, преподаватели и студенты. Причем на различных факультетах доля предметов, если можно так выразиться, онлайн и офлайн разная. Например, специальности экономического или бухгалтерского профиля можно изучать самостоятельно без потери в качестве обучения. А вот с ветеринарной медициной или производством продуктов питания дела обстоят куда сложнее — много специ­фической информации, которую ребятам трудно воспринимать без дополнительного объяснения и наглядного материала и личной отработки практических навыков на специальном оборудовании или в лаборатории. Однако при всех нюансах подобные меры позволили реально снизить количество студентов, одномоментно находящихся в аудитории. Плюс у нас с 1 апреля часть ребят агрономических специальностей уехала на производственную практику, поэтому в университете не так людно, как раньше. Многие студенты оказались социально ответственными и предпочитают оставаться на учебе в университете, чтобы лишний раз не контактировать с пожилыми родственниками.


При необходимости в университете готовы полностью перейти на работу со студентами в формате онлайн. 

— Если мы говорим о теоретическом курсе, то у нас, по данным за прошлый год, была самая большая доля электронных учебно-методических пособий среди аграрных вузов. Всего в электронную оболочку, имеющую государственную регистрацию, перевели 500 учебных курсов. Там и учебная программа, и методические пособия, и необходимые книги, и практические занятия. Все это можно в два клика скачать на флешку и изучать дома. Курсы очень популярны среди заочников. Сейчас ими пользуются и студенты дневной формы обучения. Преподаватели либо отправляют необходимые материалы старосте, либо пользуются информационными технологиями — загружают на Google-диск или в систему Moodle, которая у нас уже давно работает. Поэтому, если понадобится полностью уходить на контролируемую самостоятельную работу, мы легко это сможем сделать, — итожит Иван Николаевич.

banny@sb.by

Фото из архивов ГГАУ, БГСХА и ВГАВМ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter