Препарация зарплаты

Отраслевая дифференциация зарплат в стране постепенно снижается

Денег много не бывает. Главное, чтобы их хватало на   достойную жизнь. Конечно, средняя белорусская зарплата далека еще от европейского уровня. Но и совсем низкой ее назвать тоже нельзя. Впрочем, от представителей различных отраслей нет-нет да и приходится слышать жалобы о низких доходах. Но в большинстве случаев эти жалобы уже не более чем эксплуатация стереотипов, верных еще несколько лет назад, но не имеющих ничего общего с современной действительностью.

Традиционно самыми богатыми в республике принято считать нефтепереработчиков и металлургов. Зарплаты в этих отраслях действительно самые высокие в Беларуси. По крайней мере, в среднем исчислении. Но они уже не столь оторваны от зарплат людей других профессий, как это было в прошлой пятилетке. Отраслевая дифференциация в стране постоянно снижается. Разбежка в зарплатах в реальном секторе экономики составляет чуть более 3 раз. А ведь еще полтора года назад коэффициент межотраслевой дифференциации приближался к 4. Для сравнения: в России у нефтедобытчиков оклады в 12 раз выше, чем у аграриев.

Значительно в последний год «подтянулась» по доходам и бюджетная сфера. Считается, что в республике у врачей и учителей одни из самых низких заработков. Но вот официальная статистика отражает иные тенденции. Да, средние цифры пока не впечатляют. Но высококвалифицированным кадрам жаловаться уже грех. По уровню средней заработной платы врачи и профессорско-преподавательский состав уже обогнали работников промышленности.

Снижение межотраслевой дифференциации — явление совершенно нормальное. В конечном итоге заработок квалифицированного инженера, наладчика, программиста, управленца и других специалистов не должен значительно отличаться только лишь из-за того, что они трудятся на предприятии легпрома, а не нефтехимии. От этого же их знания не стали менее ценными. На Западе уже давно зарплаты профессиональных кадров «отвязались» от отраслевого принципа и напрямую зависят от уровня квалификации работника. Но различия в доходах простого рабочего и инженера намного более существенные, чем в Беларуси.

К сожалению, дифференциация по уровню профессионализма в нашей стране пока минимальна. Увеличить разницу не позволяет законодательство, которое ограничивает максимальные различия в зарплате на предприятии. Первое лицо предприятия может получать максимум в 6 раз больше, чем в среднем по вверенной ему организации. С позиции социальной политики, проводимой в государстве, возможно, это и правильно. Но с другой стороны, такой подход может серьезно отразиться на рынке труда.

Сегодня на нем ощущается серьезный дефицит квалифицированных кадров: бухгалтеров, юристов, экономистов, сварщиков, токарей… Не хватает практически всех. Можно надеяться: рано или поздно этот пробел будет заполнен молодыми кадрами. Но, как отмечают руководители предприятий, далеко не все представители поколения
80-х стремятся к знаниям. Скорее, только к высокой зарплате. И нехватка рабочих рук провоцирует рост окладов рабочих, обладающих минимальными навыками. И, как следствие, сглаживается различие в благосостоянии профессионалов своего дела и грубой рабочей силы. В последней у экономики потребности все меньше. И пропадает стимул к повышению своего профессионального уровня…

Такой замкнутый круг получается. И разрывать его необходимо в ближайшее время. Иначе лет через 5 в стране кадровый голод станет тотальным. А трудовой ресурс обладает большой инерцией. Чтобы нарастить его интеллектуальный потенциал, необходимо 8—10 лет. Видимо, пришло время расставить несколько более жесткие акценты в социальной политике. По крайней мере, в части зарплаты. По Конституции каждый человек имеет право на труд. Но никто же не запрещает ему бездельничать и голодать. Свобода выбора, и не более того. Точно так же существует и дилемма: стать высококлассным инженером или чернорабочим, обеспеченным человеком или малоимущим. 

Государство должно прежде всего предоставлять гражданам возможность использовать свой потенциал. А сегодня складывается впечатление, что о благосостоянии белорусов уже заботится больше правительство, чем сами работники. И снижение безработицы в сентябре этого года до рекордных 0,9 % только снизило конкуренцию на рынке труда. Что постепенно начинает сказываться на его качестве…

Официально

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Беларуси в январе — сентябре 2008 г. составила 857 тыс. рублей, в том числе в сентябре — 942,9 тыс. рублей. Реальная начисленная заработная плата (с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) за первые девять месяцев этого года увеличилась на 9,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На промышленных предприятиях средняя зарплата в сентябре 2008 г. составила 1099,6 тыс. рублей; в строительных организациях — 1306,9 тыс. рублей; на предприятиях транспорта — 1073,5 тыс. рублей; в организациях сельского хозяйства — 618,5 тыс. рублей; торговли и общественного питания — 814,2 тыс. рублей; здравоохранения — 708,3 тыс. рублей, в том числе врачей — 1182,1 тыс., среднего медицинского персонала — 682,8 тыс., младшего медицинского персонала — 438,4 тыс. рублей; в учреждениях образования — 606,8 тыс. рублей, в том числе педагогических работников — 655,3 тыс., учителей — 691,1 тыс., профессорско-преподавательского состава — 1275,8 тыс. рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter